Танцующие (кружащиеся) дервиши. Кто такой дервиш Такие разные дервиши

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Прототип монаха, и странствующий нищий, и факир, лекарь, прорицатель для беднейших слоев населения стран исповедывающих . Многообразие сущностей дервиша складывалось веками, начиная, примерно с VIII века. Дервиши живут и продолжают поиск духовного совершенства на территории Пакистана, Индии, Ирана, некоторых стран юго-восточной Азии и северной Африки.

Такие разные дервиши

Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях (текие, ханака). В любом случае, дервиши не должны иметь собственности, обязаны полностью подчиняться учителю (шейху) и, в идеале, соблюдать обет безбрачия. Существуют, однако, дервиши, которые имеют свое ремесло или должность, свои дома и семьи и живут вне стен обители. В этом случае, они должны быть щедры, гостеприимны, готовы расстаться с имуществом, ибо все принадлежит Аллаху. Им вменяется совершать особые молитвы братства в определенные часы и посещать обитель 2-3 раза в неделю и по религиозным праздникам.

Суть религиозного убеждения дервишей

Дервишей объединяет стремление к отшельнической жизни и суфизм - одно из основных направлений мусульманской . Главная идея последнего в индивидуальном достижении связи с Богом, в очищении сердца от всего кроме Бога. Пути достижения духовного совершенства могут выражаться в молчаливом, углубленном созерцании, в общих молениях вслух, сопровождающихся пением, в , с религиозным подтекстом, танцах под музыку. Мистический экстаз идуший от чистого сердца помогает больше, чем попытки интеллектуального осмысления учения.

Ордена дервишей

Известно более 70 дервишей, основанных именитыми старейшинами, или шейхами. Старейшим из них считается орден эльвани, который основал шейх Эльван (умер в Джидде в 766 г.). Другие древнейшие ордена - это эдгемиты, бекташи и сакати. Существуют и секты отступающие от основных законов ислама, т.н. свободные (асад) или беззаконники (бишер). Набожные мусульмане приносят богатые дары или вклады в обители относящиеся к тем или иным орденам. Однако, о своем одеянии дервиши должны заботиться самостоятельно. Цвет одежды выбирается черный или темно-зеленый; у шейхов - белый и зеленый. Голову дервиши покрывают тюрбаном различной формы.

Танцующие дервиши

Множество орденов дервишей существовало на территории бывшей Оттоманской империи. В 1925 г., при переходе Турции к республиканскому строю управления, дервиши и их ордена были запрещены. Со средины 50-х годов XX века, отношение к дервишам со стороны государства смягчилось. Некоторые ордена дервишей встроились в современную жизнь Турции и стали туристической достопримечательностью. Например, танцующие дервиши ордена мевлеви в г.Конья, 200 км южнее Анкары. Дважды в году их празднества сопровождаются захватывающим танцем-кружением наполненным глубоким мистическим смыслом.

В переводе с персидского дервиш - это «нищий», «бедняк». Дервишами называют последователей турецкого философа Джаллаладина Руми, основавшего суфийский орден. Во время Османской империи суфийские секты жили в обителях, напоминающих христианские монастыри. Орден возглавлялся шейхом, который являлся религиозным наставником. Те, кто вступал в дервишский орден, назывались мюридами и становились полноправными дервишами.

Члены ордена должны были существовать в нищете и набожности, воздерживаясь от материальных благ и живя на подаяние. Два значимых суфийских ордена и сейчас пользуются популярностью: Бекташи и Мевлеви.

Крутящиеся дервиши Мевлеви

Орден Мевлеви представляет собой группу, в которую входят последователи великого поэта Мевляны. Каждый год зимой члены Мевлеви чтят память основателя ордена проведением фестиваля. На религиозную церемонию дервиши приходят в развевающихся платьях белого цвета и шляпах конической формы. Они крутятся под звуки мистической музыки и символизируют смерть и завершающий этап соединения Мевляны и Аллаха.

Дервиши Бекташи

Бекташи дервиш - это последователь мистика Хаджи Бекташи Вели. Движение стало весьма популярно после того, как Али был объявлен наследником Мухаммеда. Для суфийского ордена Бекташи музыка играет очень значимую роль. Члены ордена Бекташи не демонстрируют свою религиозность, они не читают вслух молитвы, не ходят в мечеть и не постятся. За исключением трехдневного поста в память о мучениях Хуссейна.

Церемониальный танец дервишей

Танцующий дервиш - это воплощение особого ритуала поклонения Аллаху. Ритмика танца под волшебные звуки камышовой флейты, развевающаяся одежда дервишей. Это особенное понимание мира, человека на Земле и во Вселенной. В финале танца дервиши освобождаются от одежд, что символизирует освобождение от забот и земных тягот, а также показывает то, что перед богом все люди равны.

Несмотря на то что дервиш - это член древнего ордена, который был основан почти восемьсот лет назад, его ритуальный танец и в наши дни практически не изменился. Дервиши медленно выходят и расстилают белые коврики и алого цвета. Затем они снимают накидки и становятся на колени, скрещивая руки на груди. Подходят к своему религиозному наставнику и кладут голову ему на плечо, целуют ему руку, кланяются друг другу и начинают, вращаясь, идти по кругу. В процессе танца дервиши впадают в транс, чтобы получить благословление от Бога.

На Северном Кипре, в городе Лефкоша есть небольшое здание, построенное в восточном стиле, - это монастырь ордена танцующих дервишей. С 1963 года в помещениях этого монастыря размещается этнографический музей. Во дворе здания можно увидеть большое количество надгробных плит, которые принадлежат людям разного достатка. Определить, к какому социальному слою принадлежал владелец, можно по форме шапки, расположенной над надгробной плитой.

Также в этом музее представлена картина, на которой изображены танцующие дервиши. Это приводило их в экстаз для духовной медитации. Ритуальные танцы дервишей проходили в центральном зале монастыря. В зале музея расположены восковые фигуры танцующих дервишей и постоянно звучит мистическая музыка. Поэтому посетители легко могут представить, как выглядел ритуальный танец ордена.

Слово «дервиш» персидское и означает «нищий». Это же слово употребляется как арабское «факир». Собственно, если объединить эти два слова, они дают наиболее краткое определение самому понятию «дервиш».

У мусульман дервиш – обозначение человека набожного, отрекающегося от любой собственности и ведущего монашествующий образ жизни. Однако, восток – дело тонкое и не любой праведник может считаться дервишем. Основа учения дервишей в личном общении с Высшим Разумом путем мистического экстаза. Для этого разные ордена и братства дервишей используют разные способы: от многочасового молчания и уединения до совершения ритуальных танцев, песнопений и молитв.

Первые дервишские ордена и братства стали появляться на заре мусульманского летоисчисления, а именно с 766 года. Их никак не меньше 70. Ордена дервишей существуют в Пакистане, Индии, Индонезии, Иране, некоторых странах Африки.

Различия жизни и идеологии дервишей в зависимости от того или иного братства невероятно велики. К примеру, часть дервишей ведет оседлый образ жизни, а часть – странствуют. Те, что живут в общинах, тоже нередко бродяжничают и питаются подаяниями, а возвращаются в общину лишь для совместных постов и молитв. Однако, попрошайничать дервишу нельзя (за исключением ордена бекташей) – это считается грязным занятием. Наверное, единственной отличительной всех дервишей является их полное отречение от собственности. Настоящему дервишу нельзя иметь свой дом, скот, ремесло и даже обувь. Но некоторые братства делают исключение и из этого правила и позволяют заниматься ремеслом, чтобы заработать на собственное платье. Дервишам позволено создавать семьи, но в основном они дают обет безбрачия. В зависимости от того, к какому ордену принадлежит дервиш, его одежда может быть разного кроя и цвета, хотя чаще всего они используют в одежде черный или темно-зеленый цвет, а шейхи (основатели поселений или орденов) носят платья из зеленого или белого сукна. Головной убор дервишей – феска или тюрбан.

Дервиши пользуются популярностью и уважением среди мирян. Считается, что дервиш может излечить многие болезни своими заклинаниями, предсказать будущее, растолковать сон или наградить чудодейственным амулетом. Поселения дервишей, щедро одариваемые как градоначальниками, так и обычными горожанами, отнюдь не бедствуют, и компенсировать свою зажиточность дервиш должен щедростью. Не редкость, когда дервиш отдает всё свое имущество случайному гостю, не оставляя ничего себе и даже своей семье.

Стать дервишем может не всякий. Чтобы стать членом ордена нужно пройти ряд испытаний, которые тем строже, чем более святым считается братство или орден. Посвящаемый должен жить в одиночестве не один год (часто 1001 день) и откровенно рассказывать шейху обо всех мыслях и снах, а также исполнять разные работы. Всё время испытания посвящаемый должен знакомиться с уставами и обрядами ордена и учится специальным восклицаниям, которые дервиш обязан произносить по много раз в день. Религиозные ритуалы дервишей - зрелище не для слабонервных. Нередко духовные практики сопровождаются самобичеваниями, нанесением себе ран, вскрикиваниями, бормотаниями, раскачиваниями и тряской.

Наиболее популярны в мире дервиши-мевлеви, которых также называют «кружащиеся дервиши» или «танцующие дервиши». Поселения мевлеви в основном расположены в центральной части Турции и лицезрение ритуальных кружений дервишей – неотъемлемая часть туристического бизнеса этой страны.

Дервиши - руфаи или «воющие дервиши» не менее популярны у народа, потому что их духовные практики сопровождаются глотанием шпаг, огня и ритуальным ревом.

Давным-давно, когда по нашим рекам ходили скандинавские барки, прокладывая путь «из варяг в греки», в лесах злобствовали соловьи-разбойники, а в селах на базарных площадях тешили простой люд веселые скоморохи, где-то на юге, а точнее в Персии мудрый Руми, великий суфий и поэт по-совместительству основал суфийский орден Мелвеви — общество странствующих дервишей.

Оптимистическая религия

Еще в одиннадцатом веке появилось слово, а значит и понятие «дервиш» (персидское) или «суфий» (арабское), что одно и тоже. Обозначали эти слова человека-непоседу, нищего бродягу-аскета. Суфий-поэт Руми стал первым дервишем, который оформил это движение в осознанное религиозное течение, сделав странствующих дервишей носителями и адептами уже давно существующей идеологии и обычаев. Основная цель философии суфиста (дервиша) в том, чтобы при помощи религии приобрести особый духовный опыт. Идея эта очень оптимистична. Никакой трагедии, слез и печали в ней не присутствует. Интеллект, интуиция и любовь – вот ее основные движущие силы. Хотя суфизм считается одной из разновидностей мусульманской религии, он так же далек от нее, как старообрядничество от католической церкви.

Законы суфизма

Интересно, что первоначально добровольно избранный образ жизни мусульманских скоморохов, оформленный в религиозное течение, стал правилом жизни, требованием и законом. А законы были и остаются для приверженцев суфизма достаточно суровыми:

1. Не иметь ничего своего. Исключить из лексикона слово «мое».

2. Даже оседлым, живущим семьями дервишам полагается отдавать все гостю, посетившему его дом и пожелавшему это иметь.

3. Никогда не просить милостыню.

4. Строить отношения на любви.

Текие – обитель дервишей

Во многих мусульманских поселениях существуют постройки, под названием текие. Это приют странствующих дервишей. Аналог наших монастырей, но, естественно, со своими законами. Текие – временный дом, обитель дервишей , место отдыха и общения. До настоящего времени это течение в мусульманской религии очень популярно. Сейчас существует более 70 орденов дервишей. Все они располагаются в Азии и Северной Африке (Турция, Иран, Ирак, Египет и т.д.) и только один в Европе. В Крыму в Евпатории сохранились и действуют сооружения мусульманского монастыря текие, построенные примерно 700 лет назад. Здесь живут дервиши и каждый четверг на Азизе проводят публичные богослужения с танцами.

Танцующие дервиши

Танец дервишей известен во всем мире. Вспомните бесконечное фуэте балерины в «Лебедином озере». Мы же все удивляемся, как у нее не закружится голова в бесконечном вращении! Так вот, танец дервиша, это очень похоже, только на много дольше. Знаете, сколько могут вращаться крутящиеся дервиши? 10-15 минут! Искусству такого танца начинают учить ребенка с раннего детства, и только спустя 20 лет танцор может достичь совершенства. Мы удивляемся количеству оборотов, красоте порхающих юбок, а для самого артиста это не танец, а молитва, разговор с богом, медитация. Посмотрите танец дервишей видео:

Музыка дервишей

Если вспомнить пляски шамана вокруг костра и программирующие ритмы ударов бубна, то можно представить, как под веселую, но монотонную музыку бесконечное кручение может загипнотизировать неискушенную публику. Танцующие дервиши завораживают зрителей своей отстраненностью и ритмичностью оборотов, как маятник перед вашим носом. Прислушайтесь к музыке, под которую крутится бродячий артист. Традиционные музыкальные инструменты, но в кульминации обязательно присутствует соло, исполняемое 10 минут тростниковой старинной флейтой. Музыка дервишей – это такое же бесконечное кручение национальных мелодий. Дервиши не только создали свою философию, религию, танцы, но и свою систему медитации. Отталкиваясь от общей концепции философии суфизма, йога дервишей , призванная слушать и танцевать для бога, очень похожа на йогу индийскую. Только с кручениями под музыку.

А жаль!

В нашем современном мире любое сильное и интересное явление пытаются использовать в политических целях люди, рвущиеся к власти. Не остались без внимание и дервиши. В Северной Африке сейчас зародились и успешно разрастаются суфистские ордена, которые проводят политику противостояния европейскому влиянию, активно пропагандируют какие-то другие политические направления. Но, если вспомнить историю дервишей, их аполитичность и аскетизм (мудрецы и страдальцы), то сразу становится понятно, что их имидж просто используют. А жаль.