Храм троицы живоначальной, что на грязех. Церковь троицы живоначальной на грязех Церковь трех радостей на чистых прудах

Впервые место, где сейчас стоит храм Троицы Живоначальной на Грязех, было упомянуто в анналах истории еще в 16 веке. Когда-то там была построена деревянная церковь в честь Святого Василия Великого. В 17 веке решили обложить ее камнем, но в середине 18 века колокольня, упав с высоты, обрушилась. Это несчастье произошло из-за близкого соседства с рекой Рачкой, вытекавшей из пруда, который сейчас носит название Чистый.

Рачка пересекала Покровскую улицу. Весной или после продолжительных дождей река разливалась и превращала всю округу в грязь. Поэтому эта местность получила такое название.

Староста церкви

В 1812 году, когда Москва горела, церковь не пострадала, однако уже к середине 19 века храм Троицы Живоначальной на Грязех оказалась не в состоянии вместить всех прихожан. Поэтому староста церкви, благотворитель и Евграф Владимирович Молчанов, задумал перестроить ее на свои средства.

Евграф Молчанов был крупным предпринимателем, владельцем нескольких текстильных и ситценабивных фабрик в Москве и Подмосковье. Всю свою жизнь Евграф Владимирович помогал бедным, сиротам, своим рабочим.

И вот для осуществления своего замысла и построения храма он обращается к известному архитектору и своему другу М. Д. Быковскому.

Возрождение

Храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот вскоре приобретает новый вид. С западной стороны церкви архитектор решает возвести трехъярусную колокольню, которую закончат строить в 1870 году. Фасад храма выполняют в классическом стиле,

В 1861 году строительство было завершено. Митрополитом Московским тогда был Святитель Филарет, который и освятил Троицы Живоначальной на Грязех — это удивительное строение, так как с ним связано много интересных историй. Именно там хранится чудотворная икона с трогательной историей.

Чудотворная икона

Икона называется «Святое семейство», а автор - известный итальянский художник Рафаэль. Еще до перестройки храма один благочестивый художник привез ее из Италии и подарил своему родственнику, который оказался настоятелем храма на Грязех. Через некоторое время, после смерти художника настоятель поместил икону на паперть церкви.

Спустя сорок лет произошло чудо, связанное с иконой. У одной женщины оклеветали мужа и сослали в Сибирь, имущество вернули в казну. А единственный сын оказался в плену. Бедная женщина день и ночь взывала к помощи Богородицы. Вот однажды, скорбя и молясь, она услышала голос, указывающий ей найти икону «Святое Семейство» и помолиться перед ней. К счастью, женщина находит икону и молится со всем усердием. Через некоторое время мужа женщины реабилитируют, жилище отдают владельцам, а сын возвращается из плена.

Храм Троицы Живоначальной на Грязех становится местом паломничества верующих, а иконе люди дают название «Три радости».

В храме есть также икона великого грузинского подвижника. О жизни святого написано в «Четьи-Минеях». Рассказывают, что при жизни Давида Гареджийского жрецы-чародеи за определенную мзду подговорили некую девицу опозорить прилюдно христианского проповедника. Девица обвинила святого в своей беременности, тогда Божий человек, протянув посох и коснувшись живота девицы, спросил, он ли отец ребенка. На что из чрева все услышали голос «Нет». Эту грозную историю хорошо знают грузинские женщины, поэтому просят у святого помощи в родах, даровании чада и так далее.

В 1929 году храм Живоначальной Троицы на Грязех Москва, вернее, советское правительство, решили отдать под зернохранилище, а начиная с середины 50-х годов двадцатого века там был открыт клуб. После событий 1991 года здание храма снова принадлежит церкви, он действуют и сейчас, настоятелем является протоиерей Иван Каледа.

Первое упоминание о храме на этом месте относится к XVI веку – это был деревянный храм в честь Святого Василия, позже при нем были освящены приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Троицы. В середине XVII века храм был выстроен в камне - он простоял почти сто лет, но в 1742 году обрушилась колокольня храма с нижней и верхней трапезной. Вероятно, это произошло потому, что участок, на котором был построен храм, время от времени подтапливался – рядом протекала река Рачка, вытекавшая из пруда, который носит сейчас название Чистый, она пересекала Покровку и шла дальше вниз по Колпачному переулку. Весной, а также после больших дождей, Рачка разливалась и превращала соседние владения в топкую и грязную местность. Собственно, отсюда и произошло название «на Грязях».

В 1745 году было начато строительство новой церкви с главным приделом Троицы Живоначальной. Храм, законченный к 1752 году, был выполнен в формах раннего барокко; есть версия, что его строителем был известный архитектор Иван Мичурин.

В пожаре 1812 года церковь не пострадала и не была разграблена французами. Однако уже к середине XIX века Троицкий храм стал тесен и не вмещал всех прихожан. Тогдашний церковный староста храма купец и фабрикант Евграф Владимирович Молчанов решил перестроить его на собственные средства. Он обратился к известному архитектору , который разработал проект новой Троицкой церкви. Он кардинально перестроил старый храм, существенно увеличив площадь церковного здания. Новый храм был увенчан большим куполом, с западной стороны была возведена высокая трехъярусная колокольня (в ее строительстве, которое длилось до 1870-х годов, принимал участие сын архитектора ); фасады храма были выполнены в классических формах. Строительные работы завершились в 1861 году, церковь была освящена Святителем Филаретом, митрополитом Московским. В храме хранилась местночтимая икона Божией Матери «Трех радостей», по которой он получил свое второе название – «Трех радостей». Построенный архитектором Быковским храм стал новой высотной доминантой района Покровки и Ивановской горки, наряду с древней церковью Успения и храмом Архангела Гавриила (Меньшиковой башней).

Донатор Троицкого храма Евграф Молчанов – потомственный почетный гражданин и статский советник – был крупным фабрикантом, владельцем нескольких текстильных и ситценабивных предприятий в Москве и Подмосковье. Он был известен также как благотворитель, помогавший бедным семьям и сиротам. Молчанов имел усадьбу на Покровке, прямо напротив Троицкого храма, старостой которого он был долгие годы. Архитектор Михаил Быковский много строил по заказу Молчанова – в тех же 1860-х годах он перестроил его усадебный дом на Покровке (нынешний дом 10) и выстроил Знаменский храм в молчановской усадьбе Ховрино (Грачёвка).

После большевистской революции 1917 года храм продолжал действовать, пока не был закрыт в 1930 году под устройство здесь зернохранилища. Высокий купол храма и 3 яруса колокольни были разобраны, над бывшим приделом был надстроен этаж, внутреннее пространство было разделено перекрытиями и перегородками – после этих реконструкций в здании с трудом можно было опознать бывший храм. С 1950-х годов здесь располагался дом культуры. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим.

В 2014 году были проведены реставрация и воссоздание основания и фундаментов здания, каменных кладок и конструкций (в том числе раскрытие оконных и дверных проемов, устройство отсечной гидроизоляции). Отремонтированы и отреставрированы стропильная система, кровля, главки над входной группой, позолоченные кресты и подкрестные яблоки. Заменены медные водосточные трубы. Восстановлены гранитный, белокаменный и терракотовый цоколи; гранитные площадки и ступени входных групп.

Масштабные работы проводились по восстановлению исторического оформления фасадов. Были реставрированы и воссозданы белокаменный и лепной декор; терракотовые капители пилястровых портиков; дубовые оконные и дверные столярные заполнения и оконные решетки. Произведена штукатурная отделка и окраска фасадов.

Строительство храма

Построена в 1861 году по проекту известного московского архитектора на средства надворного советника Е. В. Молчанова.

Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI-XIX вв.

Николай Аввакумов , CC BY-SA 3.0

Деревянная церковь с престолом Василия Кесарийского известна на этом месте с 1547. Она стояла на заболоченном берегу небольшой речки Рачки, почему и получила название «грязи».

С 1619 года известен престол Покрова.


Nikolay Naidenov, 1834-1905 , Public Domain

В 1649 году построена первая каменная церковь с обоими престолами.

В 1701 году построена вторая, с новым приделом Введения.

Летом 1742 года рухнула колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно оттого, что были выстроены на топком месте.


Николай Аввакумов , Public Domain

В 1745 году разрешено строить новую церковь без васильевского придела.

Престол Введения освящен в июле 1748, главный - Троицкий, в 1752 году.

В 1819 году теплая церковь разобрана и на средства Борисовской выстроена новая с престолами Собора Богоматери и св. Николая.


Николай Аввакумов , Public Domain

В 1855–1884 годах протоиереем церкви был Александр Соколов.

Архитектура храма

Крупное величественное сооружение храма Троицы на Грязех вместе с несохранившейся церковью Успения на Покровке, стоявшей западнее на той же стороне улицы, в значительной степени определяло облик этого участка Покровки.

Церковь построена с использованием приёмов и образцов архитектуры Ренессанса. Прямоугольный в плане 4-столпный храм с пониженными угловыми ячейками и колонным портиком был завершен монументальным купольным барабаном и высокой многоярусной колокольней над западным притвором.

Сохранились пилястровые портики большого ордера, на повышенных ризалитах в центрах восточного и южного фасадов храма, привлекающие внимание совершенством пропорций и пышной отделкой композитных капителей. По верху стен здание опоясано великолепным фризом с насыщенным лепным растительным орнаментом. Интересно решено крыльцо перед главным входом со стороны улицы, представляющее собой небольшую башенку с фигурным завершением.

В объём существующего здания вошли части стен церкви XVIII века и более позднего её северного придела.

В 1929 году храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный высший церковный совет - ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным).

В январе 1930 года храм Троицы был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище.

В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте алтаря.

В 1979 году на своде бывшего храма появилась трещина. Дом культуры решено было закрыть и провести капитальный ремонт. В 1980-1981 годах были проведены ремонтные работы и укреплён фундамент.

Троицы Живоначальной, что на Грязех

Обитель испокон веков стояла на болотистом месте у реки Рачки – отсюда и название «грязи». До неё здесь сменилось несколько церквей. Первая, известная нам - деревянная церквушка в честь Василия Кесарийского, которая в 1547 году сгорела в пожаре. Позже её восстановили.

В 1649 году возвели первый каменный с пределами в честь святителя Василия и Покрова Богородицы. В 1701 году к нему пристроили второй, с новым пределом в честь Введения Богородицы. С этого момента Покровский предел прекращает своё существование.

В те времена Москва была богата на пожары - они случались почти каждую неделю. В один из таких дней, 20 мая 1737 г., пострадал и Троицы, что на Грязех - местами прогорела кровля и частично пострадала колокольня, сгорели некоторые предметы одежды. А в 1742 году неожиданно рухнула на землю колокольня - скорее всего из-за топкой почвы. Иван Мичурин (составитель карты Москвы) восстановил её на свои деньги.

В 1748 году в честь Троицы Живоначальной был освящён главный престол перестроенного храма, боковые приделы освятили в 1752 г.

В 1812-м Троицкая обитель не пострадала ни от пожаров, ни от французов. Однако в 1819 году на пожертвования купца Борисовского перестроили тёплый храм. Так появились ещё два предела – Собора Богоматери и иконы Трёх радостей (они празднуются в один день) и святителя Николая.

В 1826 году храм освятил сам митрополит Филарет Дроздов.

В 1856-1861 гг. архитектор М. Быковский построил новый, уже пятый каменный храм на этом месте. Нужно заметить, что в нём остались фрагменты стен и фундамент предыдущих церквей. Главный предел новой обители был освящён в честь Живоначальной Троицы, а второй – в честь иконы Богоматери «Три радости» (и снова его освящал Филарет Дроздов). Средства на строительство выделил известный фабрикант Евграф Молчанов.

В архитектуре Троицкой церкви на Грязех угадываются веяния эпохи Ренессанса. Это прямоугольное в плане здание, четырёхстолпное, с заниженными угловыми ячейками. Венчают его большой приземистый купол и колокольня над западным притвором.

Экстерьер храма имеет богатый декор. Восточный и южный фасады украшены пилястровыми портиками с невероятно красивыми капителями. Привлекают внимание и фриз с пышным растительным орнаментом, и великолепные ширинки с ажурным узором. Полуциркульные окна, пронизывающие здание, очень гармонично вписываются в его облик. Интересно оформлен главный вход со стороны улицы – в виде небольшой башенки с фигурным завершением.

Храм святой Троицы, что на Грязех имеет интересную особенность касательно внутреннего убранства: его главный предел находится справа, а боковой – по центру.

После Октябрьской революции обитель разделила нелёгкую участь большинства других московских храмов. Сначала её захватили так называемые «григорианцы», а в 1930 году власти её вовсе закрыли.

До 1950-го года в здании размещалось зернохранилище, после – дом культуры. К сожалению, храм был радикально перестроен – его разделили на этажи и множество помещений, купола и колокольню снесли. В северном пределе находился киноконцертный зал.

В таком виде существовала до 1979 года, пока здание не дало трещину, после чего его поставили на капремонт. Впрочем восстановление храма святой Троицы, что на Грязех началось лишь с 1992 года, когда его наконец передали РПЦ.

В древнем Владимире есть Дмитриевский собор, сплошь покрытый резными изображениями фантастических зверей.

Львы, грифоны, единороги - их хитросплетение не только развлекает, но и образует текст. В Москве дом с многозначительным зооморфным орнаментом тоже имеется.

У Покровских ворот в 1905–1907 годах построила свой доходный дом церковь Троицы на Грязех, и архитектор Лев Кравецкий в декоре дома использовал, по тогдашней моде, древнерусские мотивы. Правда, в звериную тайнопись вчитываться смысла нет: вид и расположение животных подчинены законам чистой эстетики.

С тех пор единственный в своем роде московский домбестиарий стал ориентиром на местности. Да и в размерах подрос - на два этажа, в 1945 году. Это в 1905-м церковным людям хватало двух этажей для нуждающихся прихожан и еще двух под сдачу - а в середине века жилищный кризис заставлял Моссовет наращивать все дома, где это позволяли стены и фундамент.

Дар

В наш храм из Грузии доставлена икона. Наместник монастыря Светицховели архимандрит Серафим прислал нам большую по размеру и замечательную по письму икону преподобного Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников.

Надписи на иконе грузинские, поэтому мы перечислим поименно тех, кто на ней изображен – в центре преподобный Иоанн. А в клеймах, если смотреть слева направо и двигаться сверху вниз (как при чтении книги): Стефан Хирский, Исе, епископ Цилканский, Авив, епископ Некресский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Шио Мгвимский, Давид Гареджийский (с тремя камнями!), Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Антоний Марткобский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский.

Это сирийские подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века.

Спаси, Господи, за такой подарок!