Московский буддийский центр ламы цонкапы. Кто главней? В России разгорается скандал из-за представительства Далай-ламы Геше джампа тинлей официальный

Несколько дней назад один из подписчиков популярного паблика «Аноним 03» опубликовал видео весьма странного ритуала на берегу Байкала.

Жители Бурятии сообщили о возможном появлении в республике очередной секты, основателя которой люди называли «Учителем». По словам анонимного автора, толпа подчинялась неизвестному мужчине, который призывал их танцевать, и они беспрекословно его слушались.

Позже ИА «Восток-Телеинформ» сообщило имя, так называемого, учителя. По их версии им оказался Геше Джампа Тинлей, представитель традиционного буддизма школы «Гелуг».

Между тем, ранее Геше Джампа Тинлей имел статус гелонга, ему нельзя было пить или иметь женщин. Однако он нарушил этот обет. Об этом узнал Далай Лама и на одном из мероприятий он прилюдно сорвал с него желтое одеяние гелонга в знак того, что он посрамил свой титул. Таким образом, тогда он себя сильно дискредитировал, - сообщило издание.

По этому поводу представитель религиозной организацией «Дже - Санкапа», которую и возглавляет Геше Джампа Тинлей, обратился в нашу редакцию, чтобы прокомментировать событие, которое было запечатлено на камеру на берегу Байкала.

На Байкале проходил всероссийский медитационный ретрит. На видео, которое было размещено - пикник. Да кто-то бежал за машиной, но вы же знаете, в буддизме есть понятие преданность и уважение духовному наставнику, - прокомментировал представитель религиозной организации.

Также нам ответили и про нарушение обета:

Это все ложь!

В связи с этим, мы обратились за комментарием в комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив при администрации главы и правительства Бурятии. И вот, что там нам ответили.

Любая религиозная организация действует в правовом поле. Существует закон, по которому каждый гражданин вправе выбирать веру и форму поведения - поклонения, обеты и т.д., - ответил Михаил Харитонов, заместитель руководителя администрации главы республики по развитию гражданского общества. - Деструктивными могут быть признанны организации, если их деятельность будет носить экстремистский характер. Но для того, чтобы назвать религиозную организацию таковой, необходима серьезная экспертная работа, и в дальнейшем все решит суд. Судебная практика показывает, что такие процессы происходят. Одно из последних -

В августе этого года внимание сообщества буддистов Бурятии привлекло странное сообщение, пришедшее с берегов Байкала. Туристы засняли проходивший на берегу озера очень странный ритуал. За ехавшим по берегу автомобилем бежала толпа танцующих людей; вышедшего из машины мужчину, который лег на надувной матрос, люди подняли на руки и занесли в воду. «А закончилось это все опять же бегом за машиной! Что это? Секта? Что движет этими людьми? Почему они так боготворят этого учителя?» - задавался вопросом опубликовавший фотографии действа блогер в бурятском сообществе «ВКонтакте» «Аноним 03».

Вскоре в местной прессе появился ряд публикаций о якобы действующей в республике неизвестной «секте», однако за ними последовали опровержения, написанные сторонниками геше Джампа Тинлея - основателя буддистской централизованной религиозной организации «Дже Цонкапа». Именно этой организации принадлежит медитационный центр на берегу Байкала, в котором летом с.г. под руководством Джампа Тинлея проходили традиционные учения по Ламриму (духовным практикам, направленным на достижения буддийского «Пробуждения». - «НГР»), которые привели в смятение свидетелей происходящего. Развитие истории поставило ряд вопросов о том, как буддистские духовные структуры существуют и взаимодействуют на территории современной России.

В частности, так кто же все-таки представляет далай-ламу Тензина Гьяцо , духовного лидера последователей тибетской традиции, на территории России? Его духовным представителем называет себя Джампа Тинлей, ученики которого привлекли внимание туристов на Байкале. Он впервые прибыл в Россию в 1993 году - об этом сообщает его краткая биография на сайте Духовного центра ламы Цонкапы, основанного им в Москве около 20 лет назад. В том же году, сообщает сайт, состоялось назначение геше Джампа Тинлея духовным представителем далай-ламы в России. Однако почетным представителем лидера тибетских буддистов в России является шаджин-лама (президент Объединения буддистов Калмыкии) Тэло Тулку Ринпоче (Эрни Омбадыков). И эта информация требует пояснения.

История представительства далай-ламы в России после распада Советского Союза довольно запутанна. В 1991 году, сразу же после распада Союза, далай-лама посетил буддийские регионы России - Бурятию, Калмыкию и Агинский Бурятский автономный округ (который в 2008 году вошел в состав Читинской области и Забайкальского края, утратив статус субъекта Федерации). После этого, в 1992 году Тензин Гьяцо дважды посетил Калмыкию (в 1992 и 2004 годах) и один раз - Туву (также в 1992 году). В ходе первой из этих поездок вместе с главой буддистов Тибета в Россию впервые прибыл и Тэло Тулку Ринпоче, калмык, родившийся в семье эмигрантов в США. На следующий год он был избран верховным ламой Калмыкии.

Деятельность геше Джампа Тинлея больше связана с другой буддийской республикой в составе России - Бурятией, в которой расположен Байкальский медитационный центр. Как и Тэло Тулку Ринпоче , он родился за пределами России - в южноиндийском Майсуре. В течение 20 лет он занимался организацией буддийских общин в разных городах России: Москве, Улан-Удэ, Элисте, Кызыле, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Иркутске, Уфе, Красноярске, Сочи и других. В данный момент в организации действуют 22 центра. В 2013 году они были объединены в «Дже Цонкапа», названную в честь тибетского ламы - основателя школы буддизма Гелуг. Таким образом, оба представителя далай-ламы - не уроженцы России, что не делает вопрос яснее.

«По этому вопросу действительно существует некоторая путаница. Досточтимый геше Тинлей был духовным представителем его святейшества далай-ламы в России, СНГ и Монголии с 1993 по 1998 год, - сообщили «НГР» в администрации Центра ламы Цонкапы. - После окончания 5-летнего срока он в течение двух лет оставался советником по культуре. После 2000 года досточтимый геше Тинлей постов в Центральной тибетской администрации не занимал. Затем еще ряд людей были представителями его святейшества в России (не духовными, а просто представителями, возглавлявшими Центр тибетской культуры и информации). А в начале 2015 года Тэло Тулку Ринпоче был назначен уже почетным представителем его святейшества в России и Монголии и остается таковым по сей день. Однако, поскольку досточтимый геше Тинлей был первым и, по сути, единственным именно духовным представителем его святейшества в России, его иногда до сих пор продолжают так называть. Что касается структуры духовного представительства его святейшества и взаимоотношений с другими организациями буддистов, то с этим вопросом лучше, наверное, было бы обратиться непосредственно в само представительство».

Однако Тэло Тулку Ринпоче сообщил «НГР» о нарушении Тинлеем монашеских обетов, тем самым подтвердив те сведения, которые ранее опровергали последователи Тинлея в бурятской прессе. По его мнению, духовным представителем далай-ламы Джампа Тинлей назначил себя самостоятельно. «Геше Джампа Тинлей действительно был направлен в Россию его святейшеством далай-ламой в 1990-х годах, но не в качестве «духовного представителя», а в качестве младшего секретаря, - прокомментировал ситуацию корреспонденту «НГР» Тэло Тулку Ринпоче. - В его функции входило чтение лекций по буддизму и оказание помощи в восстановлении буддизма в традиционных буддийских регионах, что было необходимо после распада Советского Союза. Некоторое время спустя геше Джампа Тинлей обратился с просьбой о представлении ему статуса «духовного представителя его святейшества далай-ламы», ссылаясь на то, что в противном случае ему будет сложно осуществлять возложенные на него функции. Он не получил ни положительного, ни отрицательного ответа со стороны тибетского правительства, однако по собственной инициативе стал использовать придуманный им же титул. Через какое-то время срок его службы младшим секретарем истек, ему не было предложено продолжить работу на этом посту, но и он сам не проявлял в этом заинтересованности. После этого он стал действовать в качестве независимого буддийского учителя. Он действительно был буддийским монахом, однако впоследствии нарушил обеты и более не является монахом и не имеет никакого отношения к представительству его святейшества далай-ламы в России».

Одним из крупнейших в России объединений буддистов является Буддийская традиционная сангха России (БТСР) с центром в Иволгинском дацане в Бурятии. В Бурятии же существует региональная централизованная религиозная организация «Майдар». В 1993 году была зарегистрирована Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью, в которую объединились более 80 российских и украинских общин, исповедующих буддизм «алмазного пути». С 1991 года как централизованная религиозная организация действует Объединение буддистов Калмыкии, главой которого и является Тэло Тулку Ринпоче. Под его духовным руководством работают также Центр тибетской культуры и информации и фонд «Сохраним Тибет» в Москве.

Большинство буддийских организаций в России, таким образом, представляют собой этнические или региональные объединения верующих. Однако с «Дже Цонкапа» дела обстоят несколько иначе. Сам Джампа Тинлей - сторонник так называемого «несектарного» подхода к буддизму, отказывающегося от деления его на школы и концентрирующего учение на «Трех основах пути ламы Цонкапы». Такой «внешкольный» подход делает его эффективной миссионерской стратегией.

От составителей

Эта книга составлена по материалам лекций живущего в России тибетского учителя геше Джампа Тинлея, прочитанных им в Москве в 1997-98 гг. Лекции связаны с основными темами буддийской философии – теорией достоверного познания и концепцией пустоты, или истинного видения реальности.

Автор книги дает представление о взглядах четырех философских школ буддизма, постепенно подводя читателя к точке зрения высшей из них –Мадхьямики Прасангики. Все разъяснения основаны на традиционном для буддизма точном логическом анализе в сочетании с доступными и яркими примерами.

При подготовке книги мы обращались к трудам признанных тибетских мастеров буддийской философии(Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, Джамьяна Шепа, геше Лобсанга Гьяцо и геше Рабтена), а также к работам авторитетных западных исследователей буддизма, таких, как профессор Джеффри Хопкинс. Одновременно мы постарались сохранить живой авторский стиль лекций геше Тинлея.

Учитывая тот факт, что система перевода буддийской терминологии на русский язык еще не окончательно разработана, мы допускаем, что в книге могут обнаружиться те или иные неточности. Заранее просим за это прощения.

Выражаем благодарность членам Московского буддийского центра ламы Цонкапы, которые выступили спонсорами данной публикации.

На подготовку этой книги мы затратили почти полтора года, и она далась нам не без труда. Надеемся, что она принесет пользу всем тем, кто интересуется буддийской философией, и посвящаем ее счастью и благоденствию всех живых существ.

Майя Малыгина,

Ксения Степаненко,

Сергей Хос

Апрель 1999 года


Часть 1. ЛЕКЦИИ ОБ УМЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКИ УМА


Сегодня мы поговорим об уме. Это очень сложный вопрос. Когда вы поймете, что такое ум и сможете использовать самый тонкий его уровень, то будете обладать самой мощной силой на свете. Наука открыла, что элементарные частицы обладают наибольшей мощью. Точно так же тончайший уровень ума наделен наибольшей силой. Но если вы не знаете, что такое грубый уровень, то как вы можете воспользоваться более тонким? Когда у меня не было точного представления о том, что такое электрон и протон, моя точка зрения на этот счет менялась день ото дня в зависимости от того, что рисовало мое воображение. Точно так же, если у вас нет представления о том, что такое тончайший уровень ума(ясный свет), то ваше представление об этом будет меняться каждый день.

Будда Майтрейя дал очень подробное учение об уме в Уттаратантре, которая относится к разделу Сутры. В этом учении он детально рассмотрел, как привести ум к состоянию будды и в чем причины обретения состояния будды. Также я воспользовался и другими аутентичными учениями, в том числе учением ламы Цонкапы, и решил дать их вам в сжатой форме. Когда вы получаете учение, очень важно знать, из какого источника оно исходит. Тогда, если у вас возникнут сомнения, вы сможете обратиться к коренным текстам, или буддийским первоисточникам, и проверить, правильно или нет то или иное утверждение. Учение, которое ведет вас в неправильном направлении, никогда не будет полезно для вашей практики. Неправильная теория ведет к неправильной практике, а это в свою очередь дает неправильный результат.

Итак, вначале мы поговорим о том, что такое ум. Некоторые люди полагают, что ум – это мозг, или нечто материальное. Говоря об уме, они имеют в виду"содержимое" мозга. Когда европейцы говорят: "Ну, подумай сам!", "Ты в своем уме?" и тому подобные вещи, они обычно дотрагиваются до головы, считая, что ум находится именно там. Кстати, тибетцы в таких случаях обычно указывают на середину груди, то есть на сердечный центр. Для этого есть свои основания.

Я не буду рассуждать о том, что думает об уме психология и другие науки, поскольку мало в этом разбираюсь. Моя специальность – буддийская философия. Поэтому я буду говорить об уме с точки зрения буддийской философии. А вы должны составить свое собственное мнение о том, что же такое ум, рассмотрев этот вопрос как с буддийской, так и с других точек зрения. Будда говорил: "Не принимайте мое учение на веру, вначале не исследовав его".

У ума есть три характеристики. Они являются определениями ума. Зачем нужны определения? Некоторые объекты недостаточно ясны для нашего восприятия. Это объекты, которые мы не можем увидеть непосредственно, собственными глазами. Для того, чтобы понять, что представляют собой такие объекты, надо дать им точное определение. Определение дается не для того, чтобы поспорить и в ходе дискуссии кого-нибудь победить. Это неправильный подход. Дискуссии нужны для того, чтобы получить более полную картину предмета изучения. И в конце концов ваше понимание будет настолько точным, что в ходе диспута вы сможете давать абсолютно четкие и безошибочные определения.

Вот три характеристики ума:

1) сущность ума не имеет формы;

2) относительная природа ума есть ясность;

3) ум обладает функцией познания.

Каждая из этих трех характеристик устраняет некоторое заблуждение, касающееся ума.

Первая характеристика, которая гласит, что сущность ума бесформенна, устраняет заблуждение о том, что ум – это мозг. Мозг – это нечто субстанциональное, вещественное. Поэтому он не может быть умом. Мозг не переходит в следующую жизнь. В утверждении, что ум – это мозг, можно обнаружить много логических ошибок. Тогда было бы очень просто, к примеру, устранить из ума гнев. Вы бы просто нашли в мозге клеточку, которая вызывает гнев, и удалили ее. А клеточку, которая отвечает за мудрость, – увеличили. Есть много других примеров ошибочности утверждения о том, что ум это мозг. Тем не менее, ум функционирует в зависимости от мозговой деятельности, и об этом мы поговорим позднее.

Вторая характеристика, утверждающая, что природа ума есть ясность, устраняет заблуждение некоторых небуддийских школ, считающих, что гнев и другие негативные состояния заложены в природе ума и не могут быть от него отделены. Исходя из этого, они полагают, что достижение нирваны невозможно. Буддизм же говорит, что природа ума ясна по своей природе так же, как вода сама по себе чиста. Как бы ни была грязна вода, по своей природе она чиста, и это позволяет ее очистить, поэтому самая грязная вода может стать самой чистой. Точно так же, согласно буддизму, в природе ума нет омрачений. Она нейтральна. Сострадание также не заложено в природе ума. Но в отличие от негативных эмоций, которые не имеют под собой достоверной основы и не могут развиваться до бесконечности, такие качества как любовь и сострадание обладают достоверной основой и способны к бесконечному развитию(например, сострадание Будды безгранично). Буддизм говорит, что если бы гнев был в природе ума, то тогда чело век был бы вынужден находиться в этом состоянии все время. Но по собственному опыту мы знаем, что иногда мы злимся, а иногда бываем очень сострадательны. Все зависит от ситуации... Отсюда мы можем развить в себе убеждение, что полностью очистить ум от заблуждений действительно возможно.

Что такое освобождение? Оно подобно превращению грязной воды в чистую. В настоящий момент мы сравниваем ум с грязной водой, но если удалить грязь, то вода станет чистой. Чистота воды не приходит откуда-то извне. Она присутствует в ней, несмотря на то, что вода грязна. И когда вода грязна, в ней уже присутствует чистота. Такой же анализ применим и к уму. Наш ум, полностью освобожденный от омрачений, называется"умом, достигшим освобождения, или нирваны".

Состояние будды означает не только достижение освобождения, но и реализацию всех благих качеств. Если продолжить аналогию с водой, то одного очищения воды недостаточно. Вы должны превратить ее в нектар, то есть накопить все причины для достижения состояния будды и развить в себе все благие качества.

Природа будды, то есть потенциал для достижения состояния будды, присутствует в нашем уме всегда, даже когда мы испытываем гнев или другие негативные состояния. Это не означает, что когда вы сердитесь, вы – будда. Грязная вода не чиста. Точно так же ваш ум не чист. Но природа ума чиста и ясна. Иногда люди не понимают этого и говорят, что они стали буддами, потому что у них природа будды. Это неправильно.

Третья характеристика – это функция познания. Когда пред умом предстает какой-то объект, он его познает. С буддийской точки зрения трава, деревья и другие растения не обладают сознанием, потому что у них нет этой способности к познанию. Возможно, в них происходят различные химические реакции, но это еще не сознание. Некоторые небуддийские школы Индии считают, что у растений есть сознание, на том основании, что когда вы дотрагиваетесь до листьев, они сжимаются. Буддизм с этим не согласен.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей родился 5 июня 1962 года в Мисоре (юг Индии) в семье тибетских беженцев. После окончания школы он поступил в Центральный тибетский институт в Варанаси, по окончании которого получил степень шастри (бакалавра) философии, санскрита, тибетского и английского языков. С 1984 года около пяти лет работал переводчиком тибетских учителей в буддийском Институте Дорджечанга в Новой Зеландии. В возрасте 25 лет Геше Тинлей принял посвящение в духовный сан и стал монахом. В 1993 году, после трехгодичного затворничества в горах Дхарамсалы, по желанию Его Святейшества Далай-ламы XIV Геше Тинлей отправился в Россию, чтобы занять пост духовного представителя Его Святейшества. В феврале 1994 года в монастыре Сера (Южная Индия) он успешно сдал экзамен на звание доктора буддийской философии (геше).

За годы своей деятельности в России в качестве духовного представителя Его Святейшества Далай-ламы, а затем советника по делам культуры и религии Тибета, Геше Тинлей всячески способствовал возрождению и развитию буддизма в традиционных регионах его распространения (Калмыкии, Бурятии, Туве). С годами у него также стало появляться все больше учеников в европейской части Россиии и в ряде городов Сибири, в результате чего в них тоже образовались буддийские Центры.

Геше Тинлей неустанно путешествует по России с лекциями по буддийской философии и практике. Учение Досточтимого геше Тинлея основывается на коренных буддийских текстах, подлинных первоисточниках - "Абхидхармакоше", "Абхисамаяаламкаре", "Мадхьямикааватаре" и других. Являясь убежденным последователем традиции величайшего учителя тибетского буддизма, основателя школы Гелуг Ламы Цонкапы, Геше Тинлей дает своим ученикам подробное и всесторонее учение по этапам пути к Просветлению (Ламрим), уделяя наибольшее внимание Трем основам пути, без которых невозможно достичь состояния Будды, - отречению, бодхичитте и познанию пустоты. Помимо философских знаний, Геше Тинлей дает также практические наставления по буддийской медитации, основанные на его собственном богатом опыте проведения медитативных затворничеств; под его руководством проходят коллективные и индивидуальные затворничества по Ламриму и предварительным практикам (нендро).

Досточтимый Геше Тинлей является духовным руководителем множества российских буддийских Центров традиции Гелуг, в том числе Московского Буддийского Центра Ламы Цонкапы, Центра «Зеленая Тара» в Улан-Удэ, Центра "Асанга" в Санкт-Петербурге, Центра «Ченрези» в Элисте, Центра «Манджушри» в Кызыле, Центра «Тара» в Омске, Центра «Атиша» в Иркутске, Центра «Майтрейя» в Новосибирске, Центра «Тушита» в Уфе, Центра «Пунцог Чопел Линг» в Ростове-на-Дону и других. За благородный труд по возрождению и укреплению основ буддийского Учения Досточтимый Геше Тинлей был удостоен высоких государственных наград республик Калмыкии и Тувы, отмечен почетной грамотой Народного Хурала республики Бурятия.

Геше Джампа Тинлей - автор опубликованных на русском языке книг «Живая философия и медитация тибетского буддизма» (1994), «Буддийские наставления» (1995), «К ясному свету» (1995), «Шаматха» (1995), «Смерть. Жизнь после смерти. Пхова» (1995), «Тантра - путь к пробуждению» (1996), «Сутра и тантра - драгоценности тибетского буддизма» (1996), «Мудрость и сострадание» (1997), «Комментарии на краткую практику Ямантаки» (1998), «Ум и пустота» (1999), «Бодхичитта и шесть парамит» (2000), «Подготовительные практики нендро» (2004), «Очищение ума» (2007), Лоджонг (2009) и др. Издательство «Дже Цонкапа» готовит к изданию ряд новых книг Геше Тинлея, основанных на уникальном и ценнейшем для каждого буддийского практика материале прочитанных им лекций.

Досточтимый Геше Тинлей является высококвалифицированным мастером буддийской философии и медитации. Линия преемственности передаваемого им учения, не прерываясь, проистекает от самого Будды Шакьямуни и включает в себя таких великих наставников Индии и Тибета, как Падмасамбхава, Атиша, Миларепа и Лама Цонкапа. Его непосредственными учителями являются ныне живущие, а также уже ушедшие выдающиеся духовные мастера современности: Его Святейшество Далай-лама XIV, геше Наванг Даргье, Панор Ринпоче, геше Намгьял Вангчен и др.

Несмотря на обширную деятельность по передаче буддийского учения, Геше Тинлей неоднократно проводил многомесячные медитативные практики в затворничестве, являя собой подлинный пример буддийского философа и йогина.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей - один из немногих постоянно проживающих в России выдающихся буддийских учителей. В течение многих лет он системно и последовательно передает своим ученикам все богатство буддийской философии и практики, давая подробнейшие наставления по всем аспектам буддийского учения, обучая полному Учению Сутры и Тантры. Геше Джампа Тинлей является одним из наиболее значимых буддийских учителей современной России.

Недавно, с выходом моей новой книги "Шаматха и махамудра", у всех моих учеников появилась хорошая теоретическая основа для развития однонаправленной концентрации. Теперь я бы хотел, чтобы члены всех моих центров по всей России раз в неделю собирались вместе и развивали однонаправленную концентрацию - медитировали на развитие шаматхи. В общем собираться в центрах можно 2-3 раза в неделю, но одну из таких встреч обязательно нужно посвящать развитию сосредоточения. В начале сессии читайте молитву и далее приступайте к медитации. После этого обсуждайте как прошла ваша медитация, каков объект медитации, с какими трудностями вы сталкиваетесь и т.д. Таким образом люди будут развиваться. Кроме этого вспоминайте, каковы ошибки медитации и как они устраняются. Это важно помнить всем. Так в любой области: если вы не знаете ошибок, то вы не добьетесь прогресса. Поэтому, чтобы добиться развития в любой области сначала вам необходимо знать, какие ошибки вас подстерегают и каковы противоядия для устранения этих ошибок. И далее, если вы будете постепенно устранять эти ошибки - сначала грубые, далее среднее и в конце самые тонкие, то вы добьетесь нужного прогресса. Итак, в течение многих лет я говорил вам: "Не медитируйте слишком много." Теперь же я говорю: "Медитируйте! Для этого у вас вся необходимая теория".

Также, кроме коллективных практик в центре, занимайтесь развитием сосредоточения в повседневной жизни. Тогда интенсивная медитация на Байкале станет для вас более эффективной.

Итак, готовьтесь!

В среду я встречался с учеными из новосибирского академгородка, и они мне рассказали, что существует особое устройство, которое способно оценивать, есть ли у человека способности к концентрации. Для меня такое устройство было бы очень полезно, я бы хотел проверить, кто обладает большим потенциалом к развитию однонаправленной концентрации.

Также мы с учеными обсудили постройку специального дома для научного исследования ума на территории байкальского медитационного центра. Я высказал им свою точку зрения по поводу того, что в настоящее время ученые уже пришли ко всем возможным открытиям в отношении материи и теперь наука находится в тупике. "Теперь вы хотели бы изучать Марс, Юпитер и т.д. Если вы что-нибудь открываете в этой области, это хорошо, но если нет, ничего страшного. Эти планеты чрезвычайно далеки от вас. Но что касается ума, мы его используем все время и в этой области открытия нам просто необходимы", - сказал я.

Наука очень слабо представляет, что такое ум. Многие ученые думают, что ум это мозг, но это очень плохое понимание ума. Я им привел пример, что электрический ток это не компьютер. Если ток заканчивается, компьютер становится мертвым. И точно также мозг подобен компьютеру и без тока сознания мозг мертв. Поэтому я им сказал с уверенностью на сто процентов, что ум это не мозг. Если развивается ум, то также развивается и мозг. "Так, проводите исследования, анализируйте и вы сможете обнаружить много полезного для человеческого общества". Ученые же хотели бы заниматься такого рода исследованиями и собрать побольше информации о том, к каким изменениям в теле и мозге способна привести медитация.