Космология и космогония майя. Как представляли себе Вселенную древние люди? Как представляют индейцы майя о вселенной

Космология майя, мифология древних жителей Юкатана, основывается на опыте и знаниях, накопленных предками. Многие сведения, в частности мифология майя, дошли до наших дней в виде легенд и сказаний. Некоторые данные (мировоззрение инков, ацтеков и опять же мифология древних майя) были получены благодаря испанским хроникам 16 века, сохранившимся в малом количестве. Но в любом случае, как бы и откуда бы эта информация не была получена, сравнивая основы религиозной и социальной жизни индейцев, такие как боги мифологии майяили же главные церемонии и обряды, наблюдается наличие явного родства, существовавшего между индейскими народами Мезоамерики.

Космология майя, мифология майянского народа: эпоха героических поступков.

Майя верили в цикличность окружающей их реальности, в повторение вещей, события и явлений. Они рассматривали жизнь во вселенной с точки зрения повторяющихся эпох продолжительностью в 5 тысяч лет. Космология майянцев говорит, что эти эпохи, называемые Солнцами, разделялись на 13 меньших периодов. Каждое Солнце непременно заканчивалось катастрофой глобальных масштабов. Согласно корреляции майянского календаря, основанного на космологии майя, мифологии майянцев, текущая эпоха, так называемое Пятое Солнце, была создана 13 августа 3114 года до нашей эры, а закончится она в 2012 году, когда период календаря длинного счета подойдет к своему концу. Космология майя, мифология майянцев утверждает, что предыдущая эпоха, также продолжавшаяся около пяти тысяч лет, была завершена глобальным потопом и обрушением небес на Землю.

После катастрофы, ставшей окончанием четвертой эпохи, согласно космологии майя, мифологии майянцев, настало время героических событий и магии, которые были описаны в священной книге Пополь-Вух. Космология майя, мифология майянцев, описанная в Пополь-Вух, содержит в себе сказания о первой паре героев-близнецов, детей создателей мира. Когда герои выросли, они были изгнаны в подземное Царство, именуемое в космологии майя, мифологии майянцев, Шибалбой, за то, что слишком шумно играли в мяч. Страшные пытки, которые пришлось пережить войнам в Шибалбе, завершились казнью: голова одного из братьев-близнецов была повешена на тыквенное дерево. Космология майя, мифология майянцев, учит, что от злых поступков не стоит ожидать добра. Гнев богов, обрушившийся на бывших героев, сыграл с властителями преисподней злую шутку. Во время прогулки по саду дочь одного из владык Шибалбы забеременела от головы героя, повешенной на дереве.

Красная луна в мифологии или леди кровь, дочь владыки преисподней, была изгнана на землю, где и родила новую пару героев, братьев-близнецов, которых назвали Шбаланке и Хунахпу. Когда новые герои выросли, согласно сказаниям майя, мифологии майянского народа, ими было совершено множество героических деяний. Дети, которых родила, как говорит майянская мифология, красная луна, не раз и не два спасали мир. Сперва ими были побеждены злые сводные братья, превращенные героями в людей-обезьян. Затем ими были повержены злые птицы в мифологии майя , под руководством Вукуб-Какиш. Герои выбили птицам зубы и заменили их на мягкие зерна маиса. Птицы и мифология майянцев тесно переплетены, пернатые многократно встречаются в сказаниях индейцев, воплощая собой зло.

Сказания майя, мифология майянцев повествуют о том, как однажды Хунахпу и его брат близнец были приглашены в Шибальбу для игры в мяч с богами, но выиграв, они были удостоены участи предыдущих героев, а именно подвергнуты пыткам и впоследствии обезглавлены. Однако, на этом история героических близнецов не заканчивается. Боги небес в легендах майя, мифологии древних мезоамериканцев, прознавшие о злых деяниях владык Шибальбы, оживили братьев для того, чтобы те покарали зазнавшихся владык подземного мира и воскресили своего отца, ставшего богом маиса.

Мифология майя: сотворение мира.

Мир в представлении майя был создан богами буквально из ничего. Гукумац, более известный как Кукулькан, и бог Тепеу, являвшийся богом Кетцалькоатлем, как говорит мифология майя, стали творцами нового света, пятой эпохи солнца. Кетцалькоатль и Кукулькан, отличавшиеся своей мудростью, были древнейшими божествами и стали первыми, кто ступил на землю: Кукулькан, как бог, считался верховным в майянской мифологии.

После сотворения Земли, для сохранения своей власти на ней, Гукумац и Тепеу решили создать народ, который будет почитать их как творцов и поклоняться им. Стоит уточнить, что в мифологии майя говорится, что богом создававшим мир был Хуракан, в то время как Кукулькан и Кетцалькоатль всего лишь руководили процессом. Земля была создана уже как несколько лет, но боги мифологии майя никак не могли создать народ, который бы удовлетворял их требованиям. Ими было предпринято несколько неудачных попыток. Как говорит мифология майя , в результате первой попытки богами были созданы животные, но те не могли поклоняться богам и тем более читать молитвы. Боги приняли решение изгнать их в лес. Позже, боги попробовали создать людей из глины, но у них опять ничего не вышло. Согласно мифологии майя, получившиеся из глины создания сразу же рассыпались. В третий раз люди были созданы из дерева, но и тут боги просчитались. Их творения были глупыми и не понимали, зачем нужно молиться богам. В следующий раз боги сделали людей из мяса, однако, как говорит мифология майя, эти существа получились настолько злыми, что у творцов не оставалось иного выбора кроме как уничтожить их всех. Люди из мяса были смыты с земли гигантским потопом, который наслал Кетцалькоатль: этот бог считался верховным в мифологии майя. В своей последней попытке боги обратились к кукурузе, создав людей из главного элемента пищи. Согласно мифологии майя кукурузные люди получились идеальными во всех смыслах, боги остались довольными.

Как говорит мифология майя, целью людей стало выполнение поручений, данных богами, - то есть люди были созданы для богоугодных деяний, например для ремесла. Навыки ювелирного дела, гончарного ремесла, создание барельефов - всему этому, в соответствии с мифологией майя, люди научились у богов.

Локальная мифология древних майя.

Все города-государства майянской империи имели свои легенды о сотворении мира и жизни, которые прославляли правящие династии этого конкретного города. Так, например мифология древних майя в Паленке, относящаяся к эпохе Кан Балама, сына императора Пакаля, содержит свою, уникальную версию рождения жизни и вселенной. Согласно легендам Паленке, локальной мифологии древних майя в этом городе, еще за восемь лет до конца четвертой эпохи на свет появился первый отец, а спустя пятьсот лет - первая мать, родившая Кавила, бога-змея, который являлся покровителем царской династии Паленке.

Книга Пополь-Вух, содержащая в себе буквально все о мифологии майя , говорит, что практически во всех крупных городах, таких как, например, Тикаль или Чичен-Ица, имелись свои локальные сказания о зарождении жизни. Разнились они между собой лишь незначительными деталями, именами богов, датами и различными императорами, и династиями в качестве посланников богов.

История вселенной такая, какой ее видит космология майя, мифология древних майянцев. Вселенная, именуемая “Йок Кааб” - представлялась майянцам в виде расположенных друг над другом миров. Над землей, как говорят легенды майя, мифология индейцев находилось тринадцать уровней небес, а под землей располагалось девять уровней подземного мира.

Небеса держались на четырех священных деревьях, раскрашенных в различные цвета, в соответствии со сторонами света. История майя, мифология майянцев, говорит, что в центре мира располагалось древо жизни, или первоначальное древо.

Мифология майя в различных интерпретациях.

Деревья, на которых держались небеса, согласно одним легендам, в других сказаниях были заменены на богов, бакабов. Бакабы и Кецалькоатль, мифология объединяет этих существ, были теми на ком держался мир и тем, кто его создал. Эти боги являлись древнейшими существами, а их культ почитался во всей империи древних индейцев. Каждый из них также олицетворял собой одну сторону света и один цвет. Вне зависимости от трактовок и интерпретаций, которыми богата мифология майя, в центре вселенной всегда располагалось первоначальное древо, а в его тени размещался рай. В индейскую версию рая попадали души праведников и царей, вне зависимости от того, какого образа жизни придерживались члены правящей династии. В преисподнюю же, как говорит мифология майя, отправлялись только грешники из несших социальных слоев. Важно и то, что согласно видениям майянцев земля была прямоугольной формы.

Мифология древних майя была богата на всевозможные легенды и сказанияо мирах. Удивительно то, что представление о строении вселенной, вселенная и мифология, возникли у майянцев не на пустом месте. Известно, что цивилизация майя была одной из наиболее развитых империй своего времени. Их познания в астрономии, математике и других науках поражают. Древние майя и мифология переплелись в спирали с научными знаниями, накопленными за долгую историю. Их легенды основываются на тщательных наблюдениях за небом и поведением небесных тел. Внимательные индейцы не могли не заметить, что Венера, Луна и Солнце передвигаются не вместе с остальными звездами, а по собственным орбитам. Очевидным стал вывод о наличии нескольких небес, по которым движутся различные объекты космоса, к которому пришли индейцы майя и мифология этого народа.

Если представления майя о строении и происхождении вселенной уже давно раскрыты. Злая птица и мифология майянцев, люди и мифологические истории их создания - эти легенды уже давно обнаружены и переведены на многие языки. То совсем иначе обстоит дело с подземными мирами. Науке известны лишь имена некоторых владык и единичные сказания, например о братьях-близнецах, повествующие о преисподней в представлениях майя - все остальное является тайной покрытой мраком.


Общественная организация и религиозные верования

Особенностью общественной организации майя было сочетание светской и духовной власти. Это гармонизировало вертикаль соподчинения низших слоев высших, освящало общественный порядок, сакрализировало все государственное устройство. Так, например, каждый город-государство майя возглавлял «халач-виник» («настоящий человек») объединявший в своем лице самую высокую административную власть и сочетавшаяся с высший жреческий сан. Жрецы различного ранга, самое распространенное название которых было «ах кин», составляли сложный аппарат государственного управления. Причины подобной концентрации власти преимущественно в руках жрецов, как и ее истоки, следует искать в земледельческом характере самой религии майя. Экономика общества основывалась на земледелии, маис составлял 65% питания индейцев майя. Его возделывали при помощи подсечно-огневой системы со всеми вытекающими из этого явления последствиями: оскудением почв, снижением урожайности, вынужденной сменой участков. Этот ярко выраженный аграрный характер экономики, ориентация на естественную продуктивность почвы делали её сильно зависящей от природных факторов и форс-мажорных обстоятельств. Микрокосм человеческого мира здесь соседствовал с макрокосмом сверхъестественных обстоятельств, поэтому сельское хозяйство нуждалось в специальных знаниях и ритуалах, позволявших сохранить хрупкое равновесие между этими двумя мирами и надеяться на хороший урожай.

У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света - востоку соответствовало красное дерево, югу - желтое, западу - черное и северу - белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет.

Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков и не всегда понятную нашим современникам. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.

Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.

Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. Хотелось бы отметить еще одно явление, распространенное в те времена – это игра в мяч, внешне похожая на современный баскетбол. Игроки должны были попасть мячом в каменное кольцо, прикрепленное к стене стадиона – специального игрового поля. При этом они должны были касаться мяча не руками, не ступнями, а лишь бедрами, ягодицами, плечами и локтями. Для обеспечения своей безопасности члены «команд» надевали специальную защитную одежду – маску и нагрудники. При этом они становились похожими скорее на бейсболистов. Некоторые полагают, что в конце игры победитель отрезал побежденному голову – наподобие гладиаторов римского Колизея. Однако в данном случае речь могла идти лишь о религиозном жертвоприношении. Само соревнование носило ритуальный, магический характер. Ритуал этот теснейшим образом был связан с культом плодородия земли - изображения сцен игры и обезглавливания всегда содержали элементы растительного орнамента.

Астрономия и математика майя

Во всей Месоамерике не было народа, который достиг бы более значительных успехов в науках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей. Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и математика. В этой сфере они действительно оказались в доколумбовой Америке вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы ни с какими другими. Майя превзошли в данных науках даже своих современников-европейцев. В настоящее время известно о существовании не менее 18 обсерваторий периода расцвета Петена. Так, Вашактун занимал исключительное положение и считался особенно важным центром, поскольку именно именнтам определялись точки солнцестояния и равноденствия. Исследователь Блом провел серию экспериментов на центральной площади Вашактуна. Основываясь на расчетах точной широты и долготы города, он смог разгадать увлекательный секрет древнего ансамбля, состоявшего из храмов и пирамид, окружавших квадратную, ориентированную по сторонам света площадь. «Волшебным секретом » оказался способ, посредством которого жрецы расположившиеся на вершине пирамиды-обсерватории, благодаря храмам-ориентирам устанавливали с математической точностью точку восхода солнца в периоды солнцестояния и равноденствия.

Жрецы, составлявшие высшую прослойку общества, хранили прапрадедовские астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. На основании многовековых наблюдений они вычислили продолжительность солнечного года с точностью, превосходящей григорианский календарь, которым пользуемся в настоящее время мы. По их вычислениям длина этого года равнялась 365.2420 дням; по григорианскому календарю она составляет 365.2425 дней, а по современным астрономическим данным - 365.2422 дня. Они умели рассчитывать наступление солнечных затмений, близко подошли к пониманию 19-летнего метонова цикла. В 682 г. жрецы-астрономы Копана ввели в употребление формулу, по которой 149 лунных месяцев равнялись 4400 дням. Вскоре эта формула была принята почти во всех городах классического периода. По ней длина лунного месяца равнялась в среднем 29.53020 дням – цифра, очень близкая к данным наших астрономов (29.53059 дней). В качестве календаря использовался цикл планеты Венера со средней продолжительностью 583.48 дней; на листах 24-29 Дрезденской рукописи изложен замечательный календарь Венеры, верный в общей сложности на 384 года. Майя были известны и Другие планеты: Марс, Сатурн, Меркурий, Юпитер. Однако здесь, как и в других астрономических вопросах, мнения исследователей так сильно отличаются друг от друга, что становится ясным только одно: работа лишь начата.

Один из исследователей, специализирующийся на изучении календарных систем майя, Спинден предполагает, что майя был известен зодиак, состоящий, однако, не из двенадцати, а из тринадцати. На листах 23 и 24 Парижской рукописи, по его мнению, изображены знаки зодиака. А в таком случае первыми домами его должны были быть: Скорпион, Черепаха и Гремучая Змея.

Астрономические наблюдения производились майя с вершин их пирамидальных храмов невооруженным глазом; единственным инструментом, возможно, служили две перекрещенные палки, чтобы фиксировать точку наблюдения. По крайней мере, подобные орудия изображены в рукописях Наттол, Сельдена и Бодли около жрецов, наблюдающих звезды. Кроме того, имелись специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.

Столь значительное значение астрономической науки не стало бы возможным без идеально разработанной системы счета. Майя создали такую систему. Она похожа на ту, что арабы переняли у индийцев и позже передали европейцам, которые лишь тогда смогли отказаться от примитивной римской системы.

Майя превзошли эту систему прежде, чем римляне завоевали Галлию и Иберийский полуостров, и много раньше, чем арабы привезли в Европу десятичную систему счета. Считается, что она была изобретена в Индии в VII в. н.э. и что арабы передали ее европейцам лишь спустя несколько веков. Майя же пользовались своей сходной с десятичной системой по крайней мере с IV в. н.э. – иначе говоря, 1600 лет назад.

Как употребляемая нами десятичная система, так и двадцатиричная майяская основывается на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего не значит, но в сопровождении с другой цифры становится основой для математического обращения, позволившего совершить все завоевания современных наук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся с ним цифру в десятки раз по нашей системе и в двадцать раз по системе майя посредством позиционного перемещения указанной цифры влево в первом случае и кверху во втором делает возможными запись бесконечных множеств и осуществление самых сложных астрономических подсчетов.

В нашей десятичной системе имеются девять цифр и ноль. Майяская состоит лишь из двух – точки и черты – и ноля. Изобретение этого знака в столь отдаленные времена поднимает математический гений майя на поразительные вершины. Это означало величайший прогресс в области абстрактного мышления.

Майя могли производить сложные арифметические вычисления. Еще Ланда отмечал способность майя легко оперировать громадными числами: “Их счет ведется по 5 до 20, по 20 до 100, по 100 до 400 и по 400 до 8000. Этим счетом они широко пользовались для торговли какао. У них есть другой счет, более длинный, который они продолжают до бесконечности, считая 8 тысяч 20 раз, что составляет 160 тысяч, затем, возвращаясь к 20, они умножают 160 тысяч на это число и так продолжают умножать на 20, пока не получат громадной цифры. Они считают на земле или на чем-либо гладком”. В другом месте, говоря о календарном счете, Ланда пишет: “При этих возвращениях и запутанном счете удивительно видеть свободу, с которой те, кто знают, считают и разбираются”. В основе майяской арифметики лежала двадцатиричная система счисления, возникшая, очевидно, из осмысления и закрепления суммы числа пальцев на руках и ногах одного человека (неслучайно число 20 в некоторых языках майя носит название hun uinic, winak – букв. “один человек). Аналогично нашим единицам, десяткам, сотням, тысячам, миллионам майя имели девять ступеней счета, из которых каждая последующая равнялась двадцати предыдущим, так что наивысшая из них составляла 25 600 000 000, если считать по десятичной системе.

Календарная система майя

Календарная система майя представляет собой своеобразную и значительную главу в истории мировой науки. Во всех майяских системах календаря основной единицей является день, безразлично определялся ли он как отрезок времени или как числовой промежуток, выраженный интервалом между двумя датами. О делениях дня на какие-то части (часы, минуты) у майя мы ничего не знаем; сообщение Ланды о частях дня говорит только о его времени (подобно нашим утру, полдню, вечеру). Вероятно, один день начинался, а другой кончался во всех системах в одно и то же время: предположительно в момент солнечного восхода или заката. Наименования дней и месяцев в различных календарях несколько отличаются друг от друга, а в надписях классического периода расшифрованы пока достаточно предположительно.

Майя умело совмещали два календаля: хааб – солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин – религиозный, из 260 дней. Основой религиозного календаря, более старого, чем солнечный, был период в 260 дней, состоявший из комбинации недельного цикла (13 дней) и месячного (20 дней). Дни первого обозначались цифрами от 1 до 13, а дни второго имели 20 названий. В комбинациях с другими циклами дни месяца также обозначались числами от 0 до 19 (первый день месяца считался нулевым). 260-дневный период имел распространение во всей Месоамерике и, очевидно, был тем зерном, из которого выросли все остальные календарные системы. Происхождение его неясно; некоторые исследователи связывали его с нормальным периодом беременности, но более правильно, конечно, искать его истоки в сельскохозяйственной деятельности древних обитателей Месоамерики, т.е. считать его простым сельскохозяйственным календарем.

365-дневный годичный цикл был установлен с VI или VII в. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько. Посредством сложной системы календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счет оказался более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет, в последней четверти XVI в.

Год солнечной календарной системы состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней (кинов) – виналь; 18 виналей - тун. Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майеб, буквально: «неблагоприятные». Считалось, что в эту пятидневку «умирает год», и потому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

Тун не был последней единицей времени в календаре майя. При увеличении в 20 раз начинали формироваться циклы: 20 тунов составляли катун; 20 катунов – бактун; 20 бактунов – пиктун; 20 пиктунов – калабтун; 20 калабтутов – кинчильтун и т.д. В алаутун входили 23 040 000 000 дней.

Комбинация солнечного и религиозного цикла составляла цикл календарного круга из 52 неопределенных лет, или 18 980 дней. Таким образом, дата майя состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Такой способ обозначения фиксировал не только определенный день в году, но и определенный день в 52-летнем цикле, так как однозначное сочетание двух чисел и двух названий могло повториться только через 52 неопределенных года.

Датировка по календарному кругу была распространена у многих народов Месоамерики. Несовершенство такой хронологии ясно: через некоторое время уже трудно определить, к какому календарному кругу относится имеющаяся дата.

Кроме этих основных циклов майя использовали и ряд других, самого разнообразного характера. Среди них можно назвать 9-дневную неделю (очевидно, связанную с эннеадой богов ночи, как у нахуа), цикл в 819 дней, 17-дневную неделю богов земли, цикл планеты Венера со средней продолжительностью 583.48 дней, лунный цикл. Объединяя такие циклы в одну систему с календарным кругом, можно получить значительно большие временные периоды. Так, включение 9-дневной недели образует цикл в 468 лет, а добавив еще обозначение дня в 7-дневном цикле, мы получим круг в 3276 лет.

Все даты, сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных испанцами записях раннеколониального периода, имеют единую точку отсчета. По нашей хронологии, она падает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной системой корреляции, на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 год до н.э. – год предполагаемого создания Библии.



Вселенная - йок каб (буквально: над землей) - представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. Прямо над землей находилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.

В центре земли возвышалось «Первоначальное дерево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Востоке - красное, символизирующее цвет утренней зари. На Севере - белое; быть может, в памяти людей сохранился когда-то виденный их предками, пришедшими с севера, белый цвет снега? Черное дерево - цвет ночи - стояло на Западе, а на Юге росло желтое - оно символизировало цвет солнца.

В прохладной тени «Первоначального дерева» - оно было зеленым - разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем.

Древние майя не сомневались, что земля была квадратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо, словно крыша, покоилось на пяти подпорках - «небесных столбах», то есть на центральном «Первоначальном дереве» и на четырех «цветных деревьях», росших по краям земли. Майя как бы перенесли планировку своих древних общинных домов на окружавшую их видимую вселенную, смоделировав ее в своем сознании по образу и подобию того, что в далекие времена было конкретной реальностью. По-видимому, и центральное «Первоначальное (мировое) дерево», бывшее в понятии майя началом всех начал, имело не менее реальную и вполне земную «модель» - центральный столб наиболее примитивных и древних жилищ с круглой планировкой.

Удивительнее всего, что представление о тринадцати небесах возникло у древних майя также на материалистической основе. Оно явилось непосредственным результатом длительных и весьма тщательных наблюдений за небом и изучения в мельчайших, доступных невооруженному человеческому глазу подробностях движения небесных светил. Это позволило древнейшим астрономам майя, а скорее всего еще ольмекам, в совершенстве усвоить характер перемещений Солнца, Луны и Венеры по обозримому небосклону. Майя, внимательно наблюдая за движением светил, не могли не заметить, что они перемещаются не вместе с остальными звездами, а каждое своим собственным путем. Как только это было установлено, естественнее всего было предположить, что у каждого светила имелось свое «небо» или «слой неба». Более того, непрерывные наблюдения позволили уточнить и даже конкретизировать маршруты этих передвижений в течение одного годового пути, поскольку они действительно проходят через вполне определенные группы звезд.

Звездные маршруты Солнца майя разделили на равные по времени их прохождения отрезки. Оказалось, что таких отрезков времени тринадцать, и в каждом из них Солнце находилось примерно двадцать дней. (На Древнем Востоке астрономы выделили 12 созвездий - знаков Зодиака.) Тринадцать двадцатидневных месяцев составили солнечный год. У майя он начинался с весеннего равноденствия, когда Солнце находилось в созвездии Овна.

При некоторой доле фантазии - а древние майя не страдали ее отсутствием - группы звезд, сквозь которые проходили маршруты, легко ассоциировались с реальными или мифическими животными. Так родились боги - покровители месяцев в астрономическом календаре: «гремучая змея», «скорпион», «птица с головой зверя»; «длинноносое чудовище» и другие. Любопытно, что, например, знакомое нам созвездие Близнецов соответствовало созвездию Черепахи у древних майя.

Если представления майя о строении вселенной в целом нам сегодня ясны и не вызывают каких-либо особых сомнений, а календарь, поражающий своей почти абсолютной точностью, досконально изучен учеными, совсем иначе обстоит дело с их «подземными мирами». Мы не можем даже сказать, почему их было именно девять (а не восемь или десять). Известно лишь имя «владыки преисподней» - Хун Ахав, но и оно пока еще имеет только предположительное толкование: «Бог планеты Венера» (?).

Теперь настало время ответить на вопрос, что общего между гибелью японского адмирала и религиозными представлениями древних майя? Какая связь между памятными для всех нас событиями начала сороковых годов XX века и мировоззрением древнего народа, сложившимся еще в первые века (а может быть, и раньше) до нашей эры?

Оказывается, такая связь существует. Более того, она имеет весьма конкретный и вполне реальный характер.

Американские летчики смогли обнаружить, атаковать и уничтожить самолет, в котором находился японский адмирал, а современные ученые, исследователи древней цивилизации Американского континента, получили возможность изучить религиозные воззрения майя лишь благодаря тому, что как в первом, так и во втором случае имела место успешная дешифровка неизвестных текстов.

В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. Историки астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и Индии.

Однако в последние десятилетия этот взгляд пришлось пересмотреть, так как был открыт еще один очаг культуры. Он оказался расположенным на территории «Нового света» - в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Британским Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен индейцами майя, создавшими свою самобытную культуру.

До II - X веков н.э. в южной части Мексики и на территории нынешних Гватемалы, Гондураса и Белиза существовала весьма высокая и чрезвычайно своеобразная культура индейцев майя. Цивилизация майя представляла собой сеть городов-государств, большинство которых было разрушено в конце IX века. Уже в XVI веке культура майя была уничтожена испанскими колонизаторами, которые, искореняя местную религию, сожгли практически все рукописи, содержавшие и познания, и саму историю народа. И только когда в XIX в. начали открывать развалины городов майя, были обнаружены и остатки колоссальных храмов-обсерваторий. Один из наиболее знаменитых городов майя, основанный в VIII в., Чичен-Ица (на севере Юкатана) представлял собой развалины уже ко времени испанцев. Но остатки его грандиозных культовых и астрономических сооружений (включая обсерваторию "Караколь") и сейчас поражают исследователей.

"Индейцы майя куда-то все пропали. Уже давно - более тысячи лет назад. С тех пор их никто не видел и даже неизвестно, почему они исчезли. Одни историки утверждают, что цивилизацию развалила междоусобица, другие - что майянцы погибли в результате каких-то природных катаклизмов. А нам они оставили свои красивые каменные пирамиды и крепости, свою письменность, впечатляющие для древней цивилизации знания по математике и астрономии. Один из самых интересных и загадочных подарков этих древних индейцев современной цивилизации - это майянский календарь."

О древней истории майя стало известно благодаря тому, что у них был обычай периодически почти во всех населенных пунктах ставить стелы - каменные столбы, на которых делались соответствующие записи важнейших событий и указывалась дата установки стелы. Возможно, что многие из этих памятников древнего народа майя являются «юбилейными» или связаны с различными историческими событиями.

Из этих памятников стало известно, что за первые 8 столетий нашей эры различные племена майя построили более сотни городов. По мнению большинства археологов, период наибольшего расцвета майя продолжался с IV по Х в. н. э. Особенно больших успехов достигли майя в развитии астрономии, связанной с практическими потребностями земледелия. В различных надписях майя обнаружены специальные иероглифы для обозначения планет, Полярной звезды и ряда созвездий. В одной из найденных рукописей сохранился даже список предстоящих солнечных затмений. Астрономические наблюдения проводились в сооружениях, напоминающих башни современных обсерваторий.

Францисканский монах Диего де Ланда, прибывший в 1549 году из Испании в монастырь Исамаль (Юкатан), сжег богатейшую библиотеку доколумбовой поры, в которой были собраны все достижения цивилизации майя, "поскольку книги не содержали ничего, кроме суеверия и дьявольской лжи..."! Так было уничтожено бесценное археологическое сокровище. Хотя к настоящему времени и удалось расшифровать всего четыре неполноценные рукописи (без начала и конца) майя, но все же две трети иероглифов, которыми было записано что-то важное в храме, гробнице, на стеле, пластинке, бусах и т.д. – остаются пока недоступными пониманию; поэтому часть тайн майя так пока и не будет узнана. До тех пор, пока не будут найдены другие надписи или рукописи. Которые, будем надеятся, существуют...

В найденных пока всего четырёх рукописях (так называемых кодексах) майя были обнаружены и восходящие к разным эпохам до н.э. сведения об астрономических, космогонических и космологических знаниях и представлениях этого народа. Некоторая сумбурность сохранившихся астрономо-астрологических сведений может быть объяснена тем, что уцелевшие рукописи неполны, а главное, это в основном упрощённые сельские жреческие "справочники". Ряд текстов обнаружен также на каменных плитах-стелах.

К глубокой древности восходит поклонение майя, инков, ацтеков Солнцу и Луне. Жрецы на своих обсерваториях - площадках, располагавшихся на плоских вершинах грандиозных, в десятки метров высотой, ступенчатых пирамид, вели систематическое слежение за небом, полагая, что все явления на Земле и в государстве определяются его законами.

Особое внимание уделялось затмениям и перемещению подвижных светил - планет, которым приписывалось большое влияние на жизнь и дела людей и государства в целом. Жрецы майя по небесным светилам предсказывали счастливые или несчастливые дни для тех или иных действий не для отдельных лиц, а для определённых общественных слоёв или возрастных групп населения.

В результате систематических наблюдений жрецы-астрологи майя с довольно большой точностью определили периоды всех видимых невооруженным глазом планет. Особое внимание уделялось наблюдениям "Большой звезды" - Венеры (главным образом, в астрологических целях). Помимо Венеры, особенно сильное влияние на людей, по представлениям майя, оказывали Луна и падающие звёзды.

Большое внимание уделяли майя вопросам летосчисления и хронологии. Они являлись создателями оригинальных календарных систем, существенно отличающихся от всех других известных нам календарей.

Ученые ряда стран положили много труда, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полного выяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако уже теперь известно немало интересного. Литература о календаре майя весьма обширна.

Что же удалось установить ученым о календаре и хронологии майя? Сейчас уже известно, что майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год.

365-дневный год («хааб»).

Один календарь - его часто называют гражданским - использовался для хозяйственных нужд. Майянцы определяли по нему, когда им сеять кукурузу, когда собирать урожай и делать другие дела по хозяйству. Год гражданского календаря майя - «Хааб» - имел 365 дней, т.е. был согласован с солнечным циклом, что для земледелия очень полезно. «Хааб» состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название «дней без имени» и считавшихся особыми. Жрецы знали, что «хааб» на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.

Многие исследователи культуры майя считают, что календарь майя точнее григорианского. Они объясняют это тем, что, хотя майя не имели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точности своих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший в наблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».

Двадцать дней в месяце календаря майя изображались особыми иероглифами и имели следующие названия:

1. Имиш
2. Ик"
3. Ак"баль
4. К"ан
5. Чикчан
6. Кими
7. Маник"
8. Ламат
9. Мулук
10. Ок
11. Чуэн
12. Эб
13. Бен
14. Иш
15. Мен
16. Киб
17. Кабан
18. Эсанаб
19. Кавак
20. Ахау

Год начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп - первого месяца года. Заканчивался год 10 июля - последним днем месяца Кумху. Остальные 5 дней года являлись «днями без имени». Эта «пятидневка» являлась как бы 19-м, но коротким месяцем года и называлась «Вайеб». Обозначался этот месяц иероглифом, приведенным на рисунке выше под цифрой 19. Все пять дней Вайеба отмечались как праздник в честь одного из богов - покровителя следующего года.

Таблица 1. Месяцы календаря майя

№ п/п

Название месяца

Соответствие датам юлианского календаря

Шуль

Йашк"ин

Моль

К"ан-к"ин

Муан

К"айяб

Кумху

Названия месяцев в Хаабе изменялись каждые 20 дней, а не каждый день, как в Тзолкине; поэтому день после 4 Соц будет 5 Соц, за ним следует 6 Соц... до 19 Соц, после которого идет 0 Сек.
Номера дней в месяце принимали значения от 0 до 19. Использование 0-го дня месяца в гражданском календаре является уникальной особенностью системы майя. Предполагается, что майя открыли число 0 и возможности его применения за столетия до того, как оно было открыто в Европе и Азии.
Годы в календаре Хааб не считались.

260-дневный год («цолькин»).
Совсем иначе был построен короткий календарный год майя, называвшийся «цолькин» и имевший ритуальное назначение.
Дата цолькина - это комбинация из двух длин "недель".
В то время как в нашем календаре есть единая неделя из семи дней, в календаре майя использовались две продолжительности недели:
неделя из 13 дней, в которой дни нумеруются от 1 до 13
неделя из 20 дней, в которой каждый день имеет название:

Так как поименованная и нумерованная недели обе являлись "неделями", то и номера, и названия изменялись каждый день. Таким образом, день после 3 Кими - это не 4 Кими, а 4 Маник, а следующий - 5 Ламат. Когда через 20 дней снова наступит Кими, это будет 10 Кими, а не 3 Кими. Следующий день 3 Кими наступит через 260 (13 x 20) дней. С каждым днем этого 260-дневного цикла были связаны представления об удаче или неудаче, и поэтому он известен как "божественный год".

"Годы" в календаре цолькин не считались.
Из некоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древних майя кроме 13-дневной недели была еще 9-дневная, в которой счет велся не по дням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим покровителем одного из девяти богов подземного царства.

Календарный круг майя

В календаре майя были еще два более крупных цикла: 4-летний, в котором повторялись названия дней и числа месяцев, и 52-летний (представлявший собою комбинацию «хааба» и «цолькина»). Последний состоял из тринадцати 4-летних циклов и охватывал период в 18 980 дней. В нем повторялись не только дни и числа недели, но и числа месяца. В самом деле, период в 18 980 дней содержал 52 «хааба» (365 × 52 =18 980) и в то же время 73 «цолькина» (260 × 73 = 18 980). Эта зависимость и составляла основу гармонии календаря майя.

Каждый Новый год мог начинаться только с одного из следующих четырех дней: К"ан, Мулук, Иш и Кавак. Ежегодно они последовательно менялись, и затем этот порядок повторялся.

Датировка любого события в календаре майя всегда состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Например, если дата записала так: «6 Ламат 14 Шуль», то это значит 6-е число 13-дневной недели, день Ламат, 14-е число месяца Шуль. Такая дата могла повториться только через 52 года, т. е. через 18 980 дней.

Так как в гражданском календаре майя год состоял из 365 дней, а месяц из 20 дней, то через каждые четыре года первый день года приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа недели. Поэтому весь 52-летний цикл древнего календаря майя можно представить в виде «вечного календаря» (табл. 2), получившего название «календарного круга».

Загадочное предсказание

Пока изучаешь культуру индейцев Америки, особенно их календарно-хронологические системы, то постоянно внутренний голос нашептывает: а не прислушаться ли нам к древним преданиям?

Вдруг индейцы майя знали что-то такое, чего не знаем мы, а тайны их до конца пока раскрыть не можем? Что если их предсказание о дате, когда кончится Пятое Солнце (Пятая Эпоха Создания) и одновременно закончатся еще два цикла (к`атун и бактун) – 21 декабря 2012 года, - окажется точным (правдоподобным)? Иначе говоря, где-то в земных глубинах уже зреет ужасная геологическая катастрофа, предсказанная жрецами майя. Они верили, что им удалось вычислить дату Конца Света, так как считали, что все на свете сводится к числам и стоит только посмотреть, какие числа связаны с событиями, и можно будет точно прогнозировать их время. Вот истекут сроки Пятого Солнца и, возможно, страшные землетрясения, извержения вулканов, ураганы и гигантские приливные волны покончат с человечеством и провозгласят начало Шестой Эпохи Создания (Шестого Солнца, Шестой майянской Эры) – 22 декабря 2012 года.

Таким образом, индейцы майя, а возможно и другие народы Америки (ацтеки, инки, ольмеки, тольтеки и др.) постоянно заботились о том, как рассчитать – и, если удастся, отодвинуть – Конец Света. Может быть, именно такую задачу и была призвана решать вся эта загадочная уникальная календарно-хронологическая система индейцев майя. Возможно, она и была задумана как механизм, инструмент предсказания ужасной космической или геологической катастрофы. Методика пользования этим инструментом и составляла Великую Тайну "краснокожих".

Многие знатоки майя утверждают, что эти древние индейцы прекрасно знали устройство Вселенной. Это и позволило им предсказать, что в день 21 декабря 2012 года на Земле произойдут глобальные события, которые круто изменят ход истории. Конечно, подробности этого послания до нас не дошли, и исследователи до сих пор пытаются разгадать, что имели в виду умные индейцы. Многие склонны считать, что так майя предсказывали "конец света". Другие считают, что на Земле наступит новая эра, эра духовного прозрения. А что говорят наши астрономы?

Прежде всего, это время зимнего солнцестояния. Но такое бывает каждый год - вроде не самая удачная идея для космической революции. Но кроме этого, 21 декабря 2012 года наша Земля и Солнце окажутся на одной линии с центром нашей Галактики. А вот это уже впечатляет. Представляете, майянцы более чем за тысячу лет предсказали такое нетривиальное космическое явление! А ведь у них даже не было линз и телескопов. Свои наблюдения звезд и планет они вели, используя узкие щели. Что нам сулит это астрономическое событие, современные ученые не знают. Как говорится, поживем - увидим.

Как, зачем и почему?

Из описания календарно-хронологической системы майя вытекает ряд вопросов:
- почему понадобилась такая сложная система хронологии и летоисчисления;
- зачем одновременно использовались несколько календарей;
- почему в летоисчислении необходимы были такие гигантские, по теперешним человеческим меркам, интервалы времени;
- почему использовалась двадцатеричная система счисления;
- за счет чего достигалась высокая точность календаря.

Ответы на эти и другие вопросы не лежат на поверхности. Все тайны, которыми в свое время владели майя, очевидно, так никогда и не будут разгаданы из-за физической утраты многих свидетельств этой цивилизации.

В основу построения всех календарей положены закономерности движения небесных светил и, в первую очередь, планет солнечной системы: Солнца, Земли и Луны. Поскольку их движение не является строго равномерным, то от года к году в календаре накапливается ошибка. Чтобы поддерживать точность календаря необходимо иметь знания об "устройстве" Вселенной и законах движения планет. Для этого необходимо каким-то способом измерять их движение. Но индейцы майя не имели каких-либо специальных технических, в современном понимании, астрономических инструментов, например, телескопов.

Сохранившиеся рукописи и памятники свидетельствуют, что астрономические познания майя находились на очень высоком уровне. Например, судя по стеле А в городе Копане астрономы майя знали метонический цикл (повторение одинаковых положений Солнца и Луны), определив что 19 солнечных лет = 235 лунных месяцев. Изучение математических расчетов в некоторых надписях Дрезденской рукописи дает основание предполагать, что жрецы-астрономы майя умели прогнозировать наступление затмений Солнца.

Результаты исследования цивилизаций свидетельствуют, что со времени возникновения генотипа – Гомо сапиенс около сорока тысячелетий назад люди уделяли измерению временных периодов, обозначаемых движением небесных тел, не менее пристальное внимание, чем добыванию пропитания и изготовлению орудий труда. Установлено также необычайно широкое распространение в цивилизациях всего мира особого набора словесных условностей, призванных зашифровать астрономические наблюдения в рамках мифологии. Для индейцев как Северной, так и Южной Америки характерно то, что все произошедшие с ними важнейшие события, а также знания из различных областей зашифровывались в форме мифа. Можно предположить, что миф индейцами майя использовался как технический язык, способ передачи информации о прошлом в настоящее и в далекое будущее.

Понятно, что все накопленные знания нужно было как-то передать без искажения в далекое будущее и научить потомков как пользоваться этими знаниями. Именно это и составляло основные тайны майя. Для этого они использовали различные способы: календарные циклы отмечались установкой стел, все архитектурные постройки отмечали время, события регистрировались как на бумаге, так и в камне и т.д.

Теперь попытаемся ответить на наиболее трудный, но самый важный вопрос – зачем использовались такие гигантские, по человеческим меркам, интервалы времени?

"Ко времени рождения майя уже вычислили движение Солнца, Луны и планет с точностью, доступной лишь современной науке и новейшим компьютерам. Они были просто одержимы движением небесных тел, одержимы исчислением времени".

Может статься, что астрономия, глубокое понимание времени и долгосрочные расчеты были составной частью специфической системы знаний, которую майя унаследовали более или менее нетронутой у старшей и более мудрой цивилизации. Известно, что майя получили свой календарь в наследство от ольмеков, которые пользовались им за тысячу лет до майя. Но откуда его взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и научного развития цивилизации, чтобы разработать такой календарь.

Майя были одержимы временем и повторяющимися циклами. Они вели подробные записи. Каждый час, каждый день, каждый месяц, каждый век, каждое тысячелетие были подсчитаны и пронумерованы, соединены с набором определенных знаков, Каждая дата была перепроверена с помощью совершенно другой системы, чтобы убедиться в том, что не совершено ни одной ошибки. Раз можно предсказывать сезоны, благодаря их повторению, и даже предвидеть повторяющиеся погодные изменения на протяжении ряда лет, нельзя ли также предсказывать, когда созреют условия для повторения общественных, политических и даже просто обыденных явлений?

На протяжении веков священные книги, переписывавшиеся от руки и передававшиеся одним жрецом Солнца другому, служили и вечными календарями, и "книгами человеческой судьбы". Используя системы летоисчисления, астрономии, астрологии и прорицания жрецы майя занимались пророчеством и предсказывали людям их будущее. Пророчества передавались из поколения в поколения, строго охранялись и составляли Великую тайну жрецов майя, а также и других индейцев Америки. Именно правила пользования астрономическими знаниями для предсказания будущего как отдельного человека, так в целом человечества, как в ближайшее время, так и в далеком будущем (на шкале времени прецессии земной оси и более) и составляют суть этой Великой тайны индейцев майя. Возможно, что часть этих сведений передавалась из поколения в поколение устно.

"С положением Венеры согласовывалось время проведения различных обрядов... По положению Солнца на небе производилась коррекция календаря... Млечный Путь символизировал у майя Мировое дерево..." Майя были известны произошедшие глобальные катаклизмы, например, "потоп" 650 г. н.э., извержения вулканов и другие, которые ими были отмечены на шкале времени прецессии земной оси. И они наблюдали неизбежное приближение критических точек (катаклизмов) на шкале прецессии ради спасения тайных знаний.
Индейцы майя обожествляли время.

Духовное наследие майя

Мексиканский писатель, художник и мистик Хозе Аргуэльес, изучив наследие майя, создал целое духовное учение. Аргуэльес утверждает, что мы, современные люди, живем в механистическом времени. Что же он имеет в виду?

Год григорианского календаря, по которому сейчас живет почти весь мир, состоит из разновеликих месяцев: то 30, то 31, то вообще 28 дней. Эта последовательность цифр выбрана человеком произвольно и никак не согласуются с природными ритмами. Кроме того, человек делит циферблат часов на 12 частей, а час на 60 минут. И эти цифры тоже люди взяли как бы ниоткуда. Хозе считает, что, живя в этом искусственном времени, человек теряет связь с природой, с космосом, забывает свои высшие ценности. А цивилизация, утратившая связь со своей родной биосферой, вступает в фазу саморазрушения.

Х. Аргуэльес отмечает, что: "для нас исчисление времени заключается в подсчете последовательных количественных единиц - минут, часов, дней и лет, - но для майянцев то, что мы называем временем, является функцией гармонического резонанса".

Эти слова отражают глубинную сущность священного календаря времени. Они свидетельствуют о том, что время является относительной категорией. В этом случае, время не будет являться четвертым измерением. Оно вообще может не иметь порядкового номера измерения.

ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ. ОНО ОБЛАДАЕТ ПРАВАМИ "РАВНОЕ СРЕДИ РАВНЫХ".

Эта гипотеза качественно меняет отношение к календарю Майя. Уникальность и универсальность календаря Майя, позволяет говорить о том, что Великий цикл Календаря Майя может быть использовать для измерения всех других измерений.

Его можно использовать для измерения "ширины", "высоты", "длины" 3-х мерного собственного пространства. Его можно использовать и для измерения собственного пространства -времени, где время будет выступать в роли четвертого измерения. т.е. Время может иметь многоуровневую, многомерную, циклически повторяемую структуру.

Майя использовали матрицу Цолькин его для измерения времени. На основе этой матрицы они создали много иных календарей, в том числе Календарь созвездия Плеяд, о котором эзотерика складывает легенды.

Учитывая, что планетарные и звездные циклы непосредственно, вроде бы, не взаимосвязаны, трудно отделаться от предчувствия мистичности этих календарей. И все же.... Может быть, стоит внимательнее присмотреться к этому древнему народу - что еще дошло до нас, его потомков?

Астрономия Майя

Календарь

Индейцы Майя детально изучали все небесные тела , такие как Солнце, Луну, Венеру и достигли значительных вершин в астрономии. В первом тысячелетии нашей эры Майя начали пользоваться годичным календарем, который имел 360 дней. Этот довольно длинный промежуток времени измерялся очень точно и делился на меньшие отрезки. Кроме того, Майя владели письменностью, еще до прибытия испанцев и Колумба в Америку, которой многие могли бы позавидовать и сегодня. Индейцы Майя пользовались математикой, уже тогда могли считать и пользовались нулем.
Майя оставили много экспонатов, по которым можно увидеть их язык. В целом, их больше 10 тысяч. Это памятники, посуда, стелы и другие артефакты. Они, конечно, не несут особой ценности, но книги и рукописи очень хорошо рассказывают о развитом языке Майя .
Цивилизация Майя изучала космос , не используя в своих наблюдениях ни телескопов, ни других приспособлений, которые известны нам сегодня. Майя далеко продвинулись в астрономии , накапливая информацию о планетах, звездах и вселенной, и сделали такие открытия, которые другим цивилизациям были не под силу.

Солнце, Луна и даже небесные созвездия, Майя могли видеть с помощью обсерватории , которую они построили еще в древности. Чичен-Ица, город на полуострове Юкатан, относится к бесценным архитектурным руинам индейцев Майя. Главной достопримечательностью в этом городе, по мнению многих ученых, является большая древняя круглая астрономическая обсерватория , основой которой служит квадратный фундамент. В центре этой обсерватории находится лестница-спираль из камня, которая ведет прямо в цент здания с большими окнами, уходящими в космос. Именно эти окна служили астрономам Майя в изучении Солнца, наклонов Луны на север и на юг, движения Венеры.
Именно Венера изучалась цивилизацией Майя очень детально, играя огромную роль в их жизни. Направления движения Венеры, астрономические данные в виде таблицы и другие особенности этой планеты были изображены в Дрезденской майянской рукописи .


Все 5 земных циклов, каждый из которых по 584 дня, а в общей сложности 2 920 дней или 8 земных лет, составляли один полный цикл движения Венеры. Майянские астрономы смогли составить все это в целостную таблицу Венеры, которую потом использовали с целью предсказания будущего.
Все, что происходило в космосе, Майя расценивали, как влияние на земную жизнь. Они также тесно связывали жизнь с понятием времени , которое приносит то или иное явление, событие или действие. Индейцы Майя знали, что все происходящее в небе не просто влияет на землю, но и в соответствие с временными рамками могли предвидеть конкретное происшествие в конкретный промежуток времени . Это дало повод для создания своего точного календаря, календаря Майя.
Историки считают, что майянский календарь по праву заслуживает первого места в точности, подробности и глубине из всех существующих в древности. Майя поделили свой календарь на две части: первая – ритуальные 260 дней в году, и вторая – дневные 365 будних дней в году. Интересная и загадочная деталь во всем календаре – погрешность, составляющая всего лишь на 20 минут.