Подземные города гипербореи. Сейдозеро: тайна природы или древних гиперборейцев? Почему сейды называют летящими камнями


Сейды – таинственные каменные сооружения, встречающиеся в Скандинавии и в России. У нас в стране они расположены на территории Кольского полуострова и в Карелии (сейды Карелии – самые крупные в Северной Европе).


В обычном понимании сейд – это крупный валун, поставленный на несколько более мелких камней или в неустойчивое положение. Зачастую сейды сгруппированы в скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Однако встречаются и по одиночке. Крупные комплексы на территории России находятся на вершинах небольших скалистых гор островов Русский и Немецкий Кузова, горах Кивакке и Воттовааре.



По своим размерам сейды относят к мегалитам (от греч. «megas» большой, «litos» - камень) - доисторическим сооружениям, выполненным из больших каменных блоков. Карелия и Кольский полуостров являются одними из самых насыщенных «мегалитических» регионов России.


Сейды являлись священными объектами поклонения аборигенов Карелии – саамов (лопарей). Веря, что в этих камнях живут Духи, они приносили им в жертву животных, рыбу, вещи, чтобы получить поддержку в рыбной ловле и в других промыслах.


При взгляде на эти комплексы многотонных камней-сейдов невольно возникают мысли:


1. Кто и каким образом установил эти тяжеленные камни?

2. Могли ли это сделать древние саамы, будучи согласно историческим документам бедным малочисленным народом, не обладавшим техническими знаниями?

3. Каков возраст этих сооружений?


Загадки Лапландских сейдов далеки от разрешения. Время покажет, насколько верны высказанные здесь предположения и гипотезы, и верны ли они вообще!


Древние культовые камни, традиционно приписываемые саамам, поражают не только количеством и размерами, но и многими другими особенностями.


Главным каноном сейда является его неустойчивость! Например, это могут быть небольшие каменные пирамидки, расположенные отдельно или на вершинах огромных валунов.




А могут быть валуны на маленьких камнях подставках («каменных ножках»), причем «ножек» чаще всего бывает три, и они могут быть из совершенно иной породы, чем сам сейд. Незабываемое впечатление производят частично приподнятые валуны или поставленные в неустойчивое положение – например, на ребре, вершиной вниз, зависшие над пропастью…







Близкое расположение от водоемов – рек, озер или родников, является обязательным фактором как для одиночных сейдов, так и для их групп



В своем большинстве сейды установлены в геологически-активных точках земли – т.н. «местах силы».


Есть интересные факты, указывающие на некое воздействие сейдов на психику человека, вызывая порой галлюцинации и измененные состояния сознания.


Бывает, что вокруг сейдов растет лишь мох, при этом установлены они на вершинах, заросших буйной растительностью. Бывает, что трава вокруг сейда растет под углом, словно повторяя наклон «хозяина».




Встречаются сейды как бы прикрывающие глубокие трещины в горах. Исследования с биолокационными рамками показывают, что такие камни препятствуют выходу из трещин энергетических потоков.




На горе Воттоваара рядом с камнями раздаются звуки, похожие на щелчки, а ночью наблюдается «гудение» горы. Природа этих звуков пока остается загадкой.


Таким образом, конструктивные и ландшафтные особенности сейдов таят в себе немало сюрпризов и интересных головоломок. Среди ученых существуют разные точки зрения (порой совершенно противоположные) на происхождение сейдов и цели их создания.


Версия о том, что строителями сейдов были саами, представляется маловероятной. Саами заселили эти места в середине 1 тыс. до н.э., после того, как север обезлюдел от похолодания. В то время как ученые, основываясь на сопоставлении климатических, исторических и геологических данных, датируют возраст сейдов примерно 7-5 тыс. лет до н.э. Кроме того сейдом лопари называли любой выделяющийся природный объект – озера, скалы, деревья. Как, например Сейд-Озеро.



В этом же ряду стоят и явно рукотворные мегалиты, без малейшего упоминания их создания. Получается, что саами приравняли непонятные рукотворные конструкции к природным, т.к. те зрительно выделялись из окружающего ландшафта. Это наводит на мысль, что саами уже застали мегалиты на месте и просто «заселили» их духами. Саамские легенды утверждают, что сейды передвигались сами, движимые некоей магической силой. Одним из самых главных сейдов, почитаемых саами считается «летучий» камень» - многотонный камень, неведомой силой поставленный на вершину скалы.



По преданиям саамов этот гигант «прилетел» из Скандинавии. Согласно «ледниковой» версии происхождения сейдов валун с таявшего ледника опустился на эту скалу и остался на ней. Сразу можно сказать, что объяснение возникновения полярных мегалитов проделками таявшего ледника не выдерживает никакой критики и не дает ответов на многие вопросы, главный из которых – почему ледник в одном месте «сооружал» сотни сейдов, а в другом ни одного? И почему в других горных местах планеты, также бывших под многометровым ледяным колпаком, нет ничего подобного?


Рукотворность сейдов бесспорна! Наличие не только некоей «разумности», но и инженерной, а также эстетической мысли, несомненно имеется в величественных мегалитах Арктики.



Как известно, регион распространения сейдов стал местом поисков следов гипотетической древнейшей цивилизации Гипербореи. Логично возникает мысль о возможном совмещении Гипербореи и культуры сейдов. Однако в данном вопросе так мало фактов и так много пробелов в мифологической и хронологической частях, что все умозаключения являются гипотетическими. Скорее всего культура сейдов и Гиперборея – это совершенно разные исторически и культурно традиции, существовавшие в разные эпохи на территории одного региона.


В качестве рабочей гипотезы вполне приемлемо принять предположение о существовании в Арктики в доисторические времена некоей мегалитической цивилизации, оставившей нам комплексы каменных сооружений непонятного назначения. Исчезновение предполагаемой цивилизации связано с ухудшением климата в этом районе (сильным похолоданием) и возможным уходом представителей этой цивилизации в более южные районы. Остатки научных знаний этой гипотетической цивилизации, частично унаследованные саами, и стали основой знаменитой «лапландской магии».


Все эти исследования наводят на мысль, что некогда существовавшая в этих краях цивилизация, развивалась совершенно иначе, чем цивилизация нашего времени. Все современные технологии рассчитаны на усовершенствование внешнего мира человека, его материального благосостояния, в то время как знания строителей сейдов были обращены на работу с внутренним миром и достижение единения человека с природой. Может именно поэтому так еще далек современный человек от понимания феномена сейдов.


Так или иначе, интерес к сейдам только увеличивается с каждым годом. Возможно, все эти версии происхождения сейдов будут опровергнуты учеными будущего?! Как знать…



При подготовке статьи был использован материал электронной версии книги действительного члена Русского Географического Общества В. Мизина «Сейды - каменная загадка древней Арктической цивилизации...».

Легендарное Сейдозеро (Сейдъявр) – уникальное по красоте и количеству то ли артефактов, то ли просто природных останцев, место в Ловозерских тундрах. Сейдозеро (Мурманская область) находится в окрестностях пос. Ревда и пос. Ловозеро.

Саамское название этого края — Луяврчорр, что значит горы у озера силы. Это популярное у туристов место, по высоте почти не уступающее соседним и превосходящее их по глубине расщелин и ущелий.

Впервые ученые пришли на берега Сейдозера в 1887 г. Оно было включено в маршрут Большой Кольской экспедиции, участниками которой были, в т.ч. В. Рамзай и А.Г. Петрелиус, хорошо известные туристам-любителям Хибин, ведь их имена носят перевалы этого горного массива.

Озеро Сейдозеро активно изучается с 20-х годов XX века. Именно тогда сюда отправилась первая исследовательская экспедиция. С тех пор не утихают споры между учеными о происхождении расположенных здесь объектов. Эзотерики считают их останками древней Цивилизации – Гипербореи, поборники материалистической науки – творениями природы.

Есть и еще одна версия, которой придерживаюсь я, побывавший на Сейдозере 5 раз. Его название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по саамским (лопарским) поверьям, нашла приют душа умершего нойда-шамана. Издавна такие уединенные водоёмы играли в их жизни особую роль, выполняли священную функцию, были своеобразным храмом.

Мне известны 4 озера, обозначенных на карте как Сейдозеро, Кольский полуостров –центр лопарской культуры, поэтому обилие здесь таких святилищ не удивительно. И вовсе не обязательно связывать сакральные сооружения с исчезнувшими мифическими цивилизациями, забывая о самобытном народе, который издревле населяет эту территорию.

В течение почти 100 лет в эти края было организовано несколько крупных экспедиций, целью которых было подтвердить или опровергнуть существование здесь древней Гиперборейской цивилизации, кроме этого район активно изучался одиночками-энтузиастами.

Кроме походов эзотерической направленности регион активно исследовался геологами, осваивались его полезные ископаемые: руды содержащие уран, редкоземельные металлы. И сегодня дорога на озеро Сейдозеро лежит через рудник «Карнасурта», который вновь работает. Многие экзальтированные «гиперборейцы» очень часто принимают за следы иных цивилизаций и древние артефакты геологические керны (штробы) и заброшенные и взорванные штольни, где велась добыча урановой руды.

Как началось изучение этих мест, почему именно здесь стали искать мифическую Гиперборею?

Сейдозеро: экспедиции, их находки и гипотезы

Экспедиция Барченко 1922 г.г.
Первым обратил внимание на эти края Александр Барченко – врач, адепт оккультных знаний, писатель-фантаст. Очень многогранная личность, одержимая идеями тайной традиции Дюнхор, древней працивилизации, различных, как бы сейчас сказали, экстрасенсорных феноменов, таких как телепатия и др. Барченко сотрудничал с ОГПУ – помогал подбирать наделенных сверхспособностями сотрудников в криптографический (шифровальный) отдел, возглавляемый Глебом Бокием. Он активно вербовал новых последователей своих идей, в том числе среди высшего руководство молодого советского государства, читал лекции и даже создал специальный кружок, за что и был расстрелян в 1938 г. вместе с Бокием и другими своими соратниками.

Одним из направлений его работы было изучение мерячения или арктического психоза – состояния, когда человек или группа людей впадали в прострацию, становились послушными чужой воле, а иногда начинали пророчествовать или говорить на непонятных языках. Случаи такого заболевания были зафиксированы за полярным кругом, в т.ч. и в русской Лапландии.

Для того, чтобы разобраться в этом явлении и была организована экспедиция на Сейдозеро, Кольский полуостров. По одним источникам в числе инициаторов этого похода был академик Бехтерев, по другим – в нем было заинтересовано также и ОГПУ, по третьим – искали все-таки полезные ископаемые, а изучение всего остального делом было побочным.

Так или иначе, группа Александра Барченко, чей маршрут и находки были подробно описаны в дневнике его сподвижника – астронома Александра Кондиайна, отправилась на Кольский полуостров. В августе 1922 года она оказалась у Сейдозера, в Лавозерских тундрах.

Тогда и были обнаружены останцы, о природе которых до сих пор ведется жаркая полемика: скала Куйвы, древняя мощеная дорога, пирамиды, а также лаз в подземную пещеру.

Эти находки вкупе с собранным участниками экспедиции этнографическим материалом – легендами и преданиями саамов, позволили Барченко заявить, что его поход на Сейдозеро позволил сделать небывалое мировое открытие – древнюю працивилизацию Гиперборею.

Оппоненты у него нашлись практически моментально. В их числе известный геолог академик Ферсман, а также, организовавший в 1923 г. новый поход на Сейдозеро Арнольд Колбановский, которые утверждали, что все объекты вокруг озера имеют природное происхождение, никакой мистики в них нет.

Тем не менее, открытия Барченко были встречены с большим энтузиазмом не только в России. Так, в 1955 г. геологи случайно наткнулись рядом с Сейдозером на закладку из вещей и инструментов с клеймами, свидетельствующими об их германском происхождении. Это позволило говорить о фюреровской экспедиции, заброшенной сюда то ли до войны, то ли во время нее. Как известно, гитлеровцев тоже очень интересовали древние артефакты и оккультные теории.

Экспедиции Валерия Демина 1997, 1998, 2001 г.

Вновь ожила гиперборейская тема 75 лет спустя, когда доктор философских наук Валерий Демин посетил Сейдозеро, отчет о его путешествии буквально взорвал информационное пространство.

Участники экспедиции «Гиперборея 97» осмотрели и сфотографировали найденные Барченко объекты, а также нашли новые: остатки сооружений на вершине горы Нинчурт, которые они идентифицировали как развалины древних оборонительных сооружений и обсерватории.

В следующем году В. Демин собрал экспедицию «Гиперборея 98», в состав которой вошли «специалисты по аномальным явлениям» — ведьмы, уфологи, экстрасенсы и др. В их задачу входило проникнуть в нераскрытые тайны Сейдозера — обнаружить загадочный лаз в подземный город, у которого сфотографировались в 1921 Барченко и его товарищи.

К сожалению, ничего нового им не удалось обнаружить. А вот народный фольклор о месте «россия мурманская область озеро сейдозеро» пополнился байками о снежном человеке-невидимке, местах посадки НЛО и иных ощущениях и предположениях участников экспедиции.

Следующий марш-бросок Деминцев состоялся в 2001 г. Удалось подготовиться капитально. На этот раз среди участников, количество которых перевалило за 20 человек, были водолазы с аппаратурой для фото- и видеосъемки под водой. Группа была оснащена оборудованием: георадаром-гидролокатором, эхолотом и др. Среди снаряжения была и моторная лодка с бензином. Несколько тонн оборудования забрасывались на озеро Сейдозеро вертолетом.

Целью экспедиции была проверка гипотезы о том, что большое количество древних памятников спрятано на дне Сейдозера. К сожалению, из-за больших отложений ила, подводная съемка оказалась невозможной. Единственное, что удалось обнаружить на дне — это некие заросшие илом «колодцы» диаметром около 70 см на 16 м глубине и кольцеобразные «каверны».

Геофизические приборы обнаружили пустоты-пещеры под реликтовой поляной и ведущие от них под гору Нинчурт тоннели. По предположению Демина это и было таинственное подземелье, упоминаемое в лопарских преданиях.

Обо всех тайнах, которые хранит Сейдозеро (Мурманская область), своих гипотезах, ходе экспедиций Демин рассказал более, чем в 20 книгах.

Описанные артефакты — реликтовая поляна, пирамида и, наконец, Куйва (Сейдозеро ассоциируется с ними уже несколько десятилетий), породило целую волну искательства. На озеро Сейдозеро устремились любители неопознанного, да и просто туристы и путешественники.

Что изучают исследователи и стремятся увидеть туристы на берегах Сейдозера? Мы систематизировали информацию об объектах, которыми знаменито Сейдозеро, отчет о них публиковали упомянутые выше экспедиции.

Сейдозеро: артефакты и их тайны

  • Реликтовая поляна и ведущая к ней мощеная дорога

Некоторые «гиперборейцы» обнаружили дорогу из ровных плит, которая соединяет Ловозеро и реликтовую поляну у Сейдозера. Лично я не видел ее ни в одно и моих посещений, первое из которых было в 1989 году.

У входа на поляну (восточная сторона) – лежит каменная плита 3*3 м. Участники экспедиции Демина считают поляну – площадку, размером с кузов грузовика, где нет растительности, засыпанным рыхлой скальной породой туннелем в скальном грунте.

По их утверждению, обследование мощения дороги георадаром показали, что это каменная кладка, которая уходит под землю на 1,5 м под прямым углом. Выдвинуто несколько гипотез: то ли это некая стена, возможно оборонительное укрепление, утопленное в грунте, то ли заполненный до дна валунами 1,5 метровый ров.

Длина дороги 1,5 км, она выходит к изображению Куйвы.

Все мои поиски фотографий этой дороги или видео с ней не увенчались успехом.

  • Куйва – наскальное изображение человека и оленя

Высота изображения, напоминающего расставившего крестообразно руки человека, порядка 50 м. Нанесено оно на одну из скал. В левом верхнем углу виден гораздо более четкий, чем Куйва, олень. О нем, почему-то, исследователи упоминают мало.

По лопарской легенде Куйва (Черный человек) – предводитель шведского отряда, грабившего местных жителей. Отряд был разгромлен саамами, а его начальник навсегда впечатался в скалу.

Изображение Куйвы найдено Барченко в 1921 году. Оно видно с мощеной дороги (которая как бы проводит прямую линию между ним и находящимся на соседнем Ловозере священным Роговым островом). К сожалению, как я уже писал выше, дороги я не видел, возможно воображение искателей выдало за нее обычную морену.

Я забирался и на саму скалу, подходил к изображению близко. Как мне кажется, нанесла его сама природа с помощью протечек воды, мха и трещин.

upd от 01.01.2014 В августе 2013 г. на Сейдозере работала студенческая экспедиция Санкт-Петербургского Государственного университета. Собранные ее участниками образцы пород с темных фрагментов изображения Куйвы были подвергнуты микологическому анализу, который показал, что их окраска это «работа» колонии грибов и одноклеточных водорослей. Появлению узора помог и рельеф скалы, способствующий распространению этих микроорганизмов в такой причудливой художественной форме.

  • Лаз под землю (утерян)

Находился в ближайших окрестностях реликтовой поляны или даже на ней самой. Имеется архивное фото участников экспедиции на его фоне. Спуститься под землю по этому лазу у Барченко его товарищей не хватило духа. В дневнике Кондиайна отмечалось чувство страха и беспокойства, которое они испытывали рядом ним. По версии Демина — засыпан по инициативе НКВД еще в 20-30-х годах, т.к. около Сейдозера были разработки урановых руд, которые велись силами заключенных Ревдинских лагерей. Правда, Демин, упоминает, что лагерь находился по другую сторону озеора Сейдозеро у входа в ущелье Чивруай, а на реликтовой поляне располагалась ВОХРа.

Мне никакие следы лагеря у Чивруая на глаза не попадались.

  • Ступенчатые пирамиды

Сопки в районе Сейдозера и Ловозера, похожие на пирамиды и, по мнению Барченко, граненные рукотворно. Использовались саамами как капища.

Найдены Барченко, а вот организованная годом позже экспедиция Колбановского назвала их каменными вздутиями на вершине горы.

  • Пирамидальный сейд

Сейд в виде каменной стеллы, высотой около 3-х м. Несколько подобных сейдов есть в ущельях вокруг Сейдозера, говорят, что они стояли и около самого озера, но были разобраны в 20-х годах во время борьбы с мракобесием.

  • Развалины на горе Нинчурт

Гора Нинчурт (Женские Груди) — на ее вершине первая экспедиция Демина обнаружила руины, состоящие из огромных отесанных плит. Особенно поразила участников их правильная форма.

Кроме плит научно-поисковая экспедиция обнаружила также колодец, ступени, и остатки сооружения, которое Демин идентифицировал как обсерваторию – с желобом длиной в 15 метров, смотрящим в небо. Эти тайны Сейдозера остались так до конца и не раскрыты – Валерий Демин, который занимался поисками Гипербореи, умер в 2006 г.

Все эти объекты можно сегодня увидеть собственными глазами и дать оценку их происхождению, кроме этого насладиться удивительной красотой этих мест, их первозданной природой.

Полезные статьи:

Сейдозеро: как добраться

Существует два варианта заброски: поездом и на автомобиле.

Поездом надо доехать до станции Оленегорск, ко времени прихода поезда к вокзалу подходит автобус до пос. Ревда. Здесь также ожидает множество таксистов, предлагающих довезти до Ревды.

Если ехать автобусом до Ревды, то там придется искать доброску или идти 1,5 часа пешком (около 7 км). Поэтому такси более удобный вариант, так как оно довозит прямо до места (до рудника), а оплата за пассажира не сильно отличатся от цены билета на автобус.

Сейдозеро, как добраться на автомобиле. Сначала ехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, затем свернуть направо на Ловозеро и Ревду. Далее 70 км по Ловозерской дороге до отворотки на Ревду. Проехать старую Ревду, затем насквозь сам поселок и доехать до рудника «Карнасурта».

У проходной рудника есть автостоянка, где можно оставить машину. Охрана на проходной иногда предлагает свои услуги «посмотреть за машиной» за небольшую плату, но эта опция вовсе не является обязательной.

Маршрут по Ловозерским тундрам

Традиционно туристы начинают свой поход с посещения Сейдозера. Самый короткий путь к нему через перевал Эльморайок.

Надо пройти через территорию рудника (куда теперь пускают) насквозь и прямо, пересечь узкоколейку и по хорошо набитой тропе идти вверх на перевал по ручью Ильмайок. Сам перевал не ярко выражен, это большое плато между двух плоских вершин, под ногами — колотые камни разных размеров.

Спуск к Сейдозеру круче подъема. Крутой участок заканчивается на реликтовой поляне. Отсюда начинается ручей Эльморайок, который впадает в озеро и тропа, ведущая по лесу к Сейдозеру. Примерное расстояние до этого места от рудника около 12 км.

Выйдите по ней на берег — слева на скале предстает Куйва, Сейдозеро находится под его покровительством. Если обернуться назад, то можно увидеть небольшую гору формой напоминающую ступенчатую пирамиду.

От берегов озера отходит множество красивых ущелий, по любому из них можно выйти в горы.

Например, по речке и ущелью Чинглусуай можно подняться на высшую точку Ловозерских тундр – гору Ангвундасчорр 1120 м. А по речке и ущелью Уэлькуай или Чивруай выйти на гору Маннепах, на вершине которой есть красивое озеро.

Само Сейдозеро окружено лесом, гуляя по которому можно случайно встретить каменные строения, явно сделанные руками человека. Они заросли мхом и кустарником, поэтому сразу не заметны. Также можно выйти на внешнюю сторону гор и посетить горные озера: Цирковое, Горное, Сенгисъявр, Райявр, Светлое, окруженные «цирками» с отвесными стенами до 300 метров.

С северной стороны озера есть еще два ущелья, ведущие на горы Куйвчорр и Куамдеспахк по вершинам которых идет геологическая дорога на рудник. По ней, кстати, можно выходить из гор.

Выйти также можно и в пос. Ловозеро по тропе, идущей в обход гор по берегу озера Ловозеро (Лувъявр).

Дмитрий Рюмкин специально для

Есть в центре Кольского полуострова в русской Лапландии интереснейшие природные и культурные памятники, связанные с языческим прошлым народа саами или лопарей. Это скалы Праудедки, напоминающие головы людей, которые по древним легендам саамов являются их прадедами. А еще, знаменитый сейд - священный Летучий камень, который некогда служил объектом поклонения, и местом исполнения культовых обрядов.

Впервые их описал в начале века в своей книге "В краю Летучего камня" участник Лопарской экспедиции 1926-1929 годов этнограф Владимир Владимирович Чарнолусский. К священным памятникам тайными тропами его провел проводник из местных жителей. С тех пор прошло почти 70 лет, Летучий камень и Праудедки оказались забытыми и затерянными в Кольской тайге.

Кольский полуостров - удивительный уголок нашей страны, настоящая достопримечательность Европейского Севера. Сравнительно небольшой по площади он находится в области трех природных зон: тайги, лесотундры и тундры, которые узкими полосами протягиваются с юго-востока на северо-запад. Здесь есть невысокие горные массивы, покрытые белыми, нетающими летом, шапками снежников и обширные равнины с многочисленными озерами и болотами. Полуостров наиболее доступен для посещения в отличие от других заполярных территорий нашей страны, обладающих особой, чарующей северной экзотикой.

Саами - коренные жители полуострова - вплоть до начала нынешнего века оставались народом окутанным тайнами, легендами, невероятными слухами. Хотя нет, наверное, на Севере такого народа, которого столько изучали. Так, окончательно не выяснен вопрос его происхождения, откуда он появился на Кольском полуострове и как сформировался. Слабо оказались изучены их дохристианские верования. Испокон веков лопари были известны как сильные колдуны или шаманы, к которым обращался за помощью еще Иван Грозный. Традиционный образ северного шамана, распространенный по Европе - это как раз образ лапландского шамана. Народные сказки и легенды превращали порой жителей Лапландии в страшных одноглазых чудищ. А потому этот народ вызвал огромный интерес у этнографов, антропологов, историков, археологов. Владимир Чарнолусский был участником нескольких экспедиций в Русскую Лапландию. Скрупулезно и тщательно он собирал и изучал фольклор саамов, их сказки мифы, бывальщины. Описывал быт, одежду, предметы обихода этого народа. Кстати сказать, что это наиболее трудоемкая работа во всей этнографии, поскольку лопари, как и другие самобытные народы, крайне неохотно делятся своими секретами. И тут мало войти в доверие, годы жить с ними бок обок, здесь нужно быть опытным психологом и фанатично любить свое дело.

Сохраняя для истории и науки уходящую, исчезающую культуру одного из самых загадочных народов, Чарнолусский проделал огромную работу, которая нашла отражение в его уже упоминавшейся книге. Она попала мне в руки при разработке очередного маршрута по Кольскому полуострову. В.В.Чарнолусский много внимания уделил изучению дохристианских верований лопарей. У этого народа некогда существовало два религиозных культа: культ высших богов и культ священных камней - сейдов. Считалось, что шаманы или нойды просто так не умирали. Когда приходил срок, они уходили в глухие места, в тундру и там превращались в камень. Но колдовские свойства они не утрачивали. К таким камням лопари относились с большим почтением, странным образом выделяя их среди множества других подобных валунов. Сейды были большей частью естественного происхождения - крупные валуны, выделяющиеся на вершинах холмов - варак и гор, оставшиеся после оледенения. Иногда они покоились на нескольких мелких валунах, словно на постаменте. А порой лопари, по всей видимости, сами создавали сейды, выкладывая из мелких валунов гурии или подобие скульптуры человека, особо выделяя в ней голову и шапку. Как правило, каждый сейд имел свою историю или легенду, связанную с жизнью нойды, от которого произошел. Лопари говорили, что в сейде заключен некий дух или сила, которая может повлиять на охоту, исцеление от болезни, принести удачу. Причем, если не относиться к сейду, а точнее к заключенному в него духу, с должным уважением и вниманием, дух покидает сейд и камень становится пустым. Сейдам приносили жертвы: сало, которым смазывали камень, кровь убитых животных, пули, которые оставляли рядом с ним, оленьи рога, выставляемые ветвями вверх. До сих пор груды оленьих рогов, а точнее их истлевающие остатки, сохранились у некоторых, некогда знаменитых сейдов в окрестностях п. Ловозеро. Одним из самых великих сейдов на Кольском полуострове был Летучий камень, у которого удалось побывать Чарнолусскому. Особо почитались лопарями и Праудедки - каменные останцы, похожие на головы людей. Лопари верили, что эти люди - их предки, они пришли издалека и здесь окаменели, завещав им эту землю. Среди них особо выделяются головы Старика и Старухи. С ними связано множество легенд и суеверных страхов. Местные жители еще в начале века избегали посещения этих мест без надобности, но известны они были по всему полуострову. Чарнолусскому стоило немалых трудов найти проводника, который смог отвести его в эти заповедные места.

Праудедкам и Летучему камню Владимир Чарнолусский посветил отдельные главы своей книги, оживив в памяти людей забытые легенды и саги, связанные с ними.

Наш маршрут в центре Кольского полуострова частично проходил по следам экспедиции Владимира Чарнолусского, и мы решили попытать счастья найти описанные им памятники. Они могут иметь как историческую, так и культурную ценность, а также это - интереснейшие туристические объекты. Чарнолусский в описаниях знаменитого сейда и Праудедков дал хорошие ориентиры их местонахождения. По топографической карте мы определили примерный район поисков - он находился в окрестностях озера Вулиявр.

Чальмны - Варрэ В салоне вертолета Ми-8 было тесно. Ящики с товарами для отдаленных деревень и рюкзаки нашей экспедиции почти не оставили места для пассажиров. Позади остались все хлопоты сборов, двое суток пути в плацкартном вагоне поезда Москва - Мурманск, долгое ожидание погоды в аэропорту поселка Ловозеро, который уже скрылся в сизой дымке горизонта. А внизу проплывала лесотундра с многочисленными зеркалами озер и красноватыми пятнами болот. Далеко на севере виднелись седые от лишайников Кейвы - каменистые возвышенности, протянувшиеся с запада на восток через весь полуостров, а на юге петляла голубая лента Поноя, самой крупной реки полуострова. А вот и Краснощелье - довольно крупная деревня в центре Кольского полуострова, старинное лопарское поселение. Вертолет встречала гурьба ребятишек на велосипедах. Они проводили нас кратчайшей дорогой к реке Поной, по которой мы собирались сплавляться на катамаране и надувной лодке до Нижнекаменского озера. Нас было шестеро: Татьяна, Ярослав и Александр - студенты биофака Калужского университета, геолог Юра Урадовский, его жена Аня и я - руководитель экспедиции. За два раза мы перенесли все вещи на берег реки и заглянули в сельсовет - представиться. Только поздним вечером мы собрали, наконец, свои плавсредства и, преследуемые стаей комаров, отправились вниз по течению реки. Поной здесь довольно широк, берега поросли лесом. Изредка попадались избушки, в которых местные жители останавливаются во время рыбной ловли или сенокоса. Мы тоже воспользовались гостеприимством одной из них, остановившись на ночлег. Черные от копоти стены и потолок, трехсантиметровый слой мертвых комаров на подоконнике, ржавая печка буржуйка, стол, нары, разный хлам на полу - обычное убранство подобных становищ. Но их крыша, тепло и запах копченой рыбы создают своеобразный уют.

На третий день пути наша экспедиция прибыла в селение Чальмны-Варрэ. Как и Краснощелье, это тоже старый лопарский погост, обосновавшийся среди обширных болот на каменистом мыске у русла Поноя. От погоста здесь осталось всего три строения, причем два - жилые, но только летом, когда можно пасти овец, запасать сено и ловить рыбу. В деревне нас встретил Николай Кузнецов - коренной житель Чальмны-Варрэ. Над его домом на длинном шесте развивался красный флаг, наверное, в знак того, что советская власть, разорившая это селение, отсюда еще не ушла. Крыша дома увенчана оленьими рогами, а на веревках, растянутых около дома, несмотря на моросящий дождь, сушилась рыба. Чисто вычищенная, разрезанная и развернутая по хребту, она - в редкие солнечные дни - все же успевает высохнуть.

Николай обрадовался встрече, как и всем редким гостям в этой глуши. За чаем, он долго рассказывал нам о том, какая здесь раньше была большая деревня, и как практически ликвидировали ее, решив в высоких кругах, что ее дальнейшее существование бесперспективно. Крупный оленеводческий совхоз, базировавшийся здесь, перенесли в Краснощелье. Туда же переселились и жители, разобрав свои дома. А дело в том, что в государственных планах предполагалось строительство крупной ГЭС на Поное. В центре Кольского полуострова должно было разлиться огромное водохранилище, затопив тайгу, болота, верховья некоторых рек. Теперь Николай - единственный, кто живет здесь более или менее постоянно, иногда выезжая зимой в Краснощелье. Однажды, американские туристы-рыбаки, приезжающие по путевкам во время хода семги, были поражены его робинзонской жизнью и сбросили с вертолета ящик с продовольствием. После чаепития я спросил Николая: - Что означает название деревни Чальмны-Варрэ? - На лопском языке… "чальмны"- глаза, "варрэ"- лес, а вместе означает - "куда ни глянь - везде лес". А раньше ее Ивановкой называли, по фамилии первых жителей. В знак правдивости названия, он обвел вокруг рукой, показывая на окружающие деревню леса. Его ответ меня несколько удивил, так как В.В.Чарнолусский переводил это странное название как "Черный глаз", утверждая, что так выглядит среди болот одинокая возвышенность, на которой и приютилась деревня. Да и лес-то большей частью тянулся по горизонту. Но спорить мы не стали. А Николай продолжал: - Деревня наша очень старая, тут еще древние люди жили, камень-то с рисунками на берегу видели? Пойдемте покажу. Мы стали спускаться к реке по едва заметной среди камней тропинке. Надо сказать, деревня находится буквально среди россыпей огромных валунов, и ходить здесь можно только по таким вот тропинкам с постоянной опаской переломать ноги. Николай подвел нас к плоскому камню на берегу, там, где мы зачалили катамаран. Внимательно разглядывая камень, заметили какие-то странные знаки, фигурки людей, животных - петроглифы. Николай сказал, что один из таких плоских камней с рисунками зимой увезли в Ловозерский музей. Как определили специалисты, этим петроглифам около 4 тысяч лет... Интересно, что жители деревни толком об этих рисунках ничего не знали. Камни удобно лежали у кромки воды, и женщины на них стирали белье, не обращая внимания на выбитые узоры. Сделав несколько снимков, мы продолжили свой путь по Поною. Фигурка Николая еще долго виднелась на каменном мыске Чальмны-Варрэ… Почти сразу после деревни река раздваивается на два рукава. Болото, занимающее обширную пойму, здесь заканчивается и Поной протекает в лесистых берегах. Вскоре он вновь сливается в одно русло и снова дробится уже на множество рукавов и проток перед впадением в Нижнекаменское озеро, образуя настоящую дельту. Озеро очень мелкое, в средней части заросшее тростником, слабое течение тянет воду на юг, туда, где из озера двумя рукавами вновь вытекает Поной. Почти всюду из воды торчат валуны. Нижнекаменское озеро раньше называлось Вулиявр, что значит "Грязное озеро", хотя вода в нем прозрачна… Над озером низко плыли свинцовые тучи, а на севере было видно, как г. Медвежья постепенно скрывается за пеленой дождя. Упругий ветер с юга нагонял темные волны и почти остановил наше движение. Пришлось немного изменить маршрут: отдавшись на волю ветра, мы пересекли озеро в северо-восточном направлении и оказались на месте бывшего Нижнекаменского погоста.

Здесь стоял добротно построенный охотничий домик с небольшим амбарчиком. От старого погоста остались несколько заросших иван-чаем квадратных ям и одна, неизвестно как сохранившаяся вежа - древнее кочевое жилище саамов. Вежа - это остов из жердей, поставленный на фундамент из бревен, покрытый дерном. Сверху - отверстие для вентиляции, низенькая дверца сбоку. В таком жилище лет сто назад лопари останавливались только в теплое время года. Строились они в местах рыбной ловли и охоты. Наша вежа была модернизирована и служила баней. Остов из жердей был покрыт ржавым листовым железом. Век вежи, похоже, через год - два закончится. Неизвестный хозяин зимовья завез стройматериал и вскоре, вероятно, здесь появится такая же основательная как дом и амбар, баня. После проведенного на воде дня, под постоянно моросившим холодным дождём, с вездесущими комарами и мошкой, охотничий домик с каменной печкой, нарами, покрытыми оленьими шкурами, пропахший копченой рыбой, показался нам по-райски уютным. Над окном у стола был закреплен расправленный веером хвост глухаря, а за окном сквозь пелену мороси, за остроконечными вершинами елей, в ночных сумерках полярного дня виднелось озеро. Сидя при горящей свече с кружкой горячего чая, вспоминая события прошедшего дня, начинаешь осознавать, как мало порой нужно человеку для счастья…

Праудедки Утро следующего дня не принесло улучшения погоды. Было видно, как на озере из приносимых с северо-востока туч идут потоки дождя. И все-таки мы отправились к горе, где, по нашему предположению, находились Праудедки. Между Нижнекаменским погостом и горой Праудедков лежат три обширных болота, посреди которых возвышаются невысокие, поросшие лесом возвышенности. Одно из болот - пойма небольшого ручья с каменистым и извилистым руслом. По всей вероятности, это и есть Кровавый ручей, описанный Чарнолусским. Назван он так потому, что якобы в верховьях дно его усеяно людскими косточками, оставшимися здесь после великой битвы лопарей с чудью. Конечно, это только легенда. Переход занял чуть больше часа. Пейзажи - поистине фантастические - сменяли друг друга. Склоны гор и ложбины между ними покрывал седой ковер ягеля, и на нем контрастно выделялись тёмно-зелёные силуэты низкорослых полярных сосен с толстыми коричневыми стволами. То здесь, то там словно вырастали каменные глыбы: от небольших валунов, раскиданных по ковру ягеля, до целых бастионов. По скалам расползались вертикальные и горизонтальные трещины и разломы; сверху, цепляясь корнями за трещины, росли чахлые полярные сосны, вид которых наводил на мысль о могучей силе противостояния жизни с жестокими северными ветрами - дыханием Арктики. Моросящий дождь придавал красноватой окраске гранитов и гнейсов, из которых сложены скалы, особую выразительность. Мы пристально вглядывались в камни в надежде увидеть Старика и Старуху. Вначале ничего не получалось. Мучило и сомнение, что мы ошиблись и пришли не туда. Но вдруг один за другим, стали различать в скалах какие-то образы, лица, причем каждый видел что-то своё и пытался объяснить и показать другим. Через некоторое время мы явственно увидели лицо Старика, который особенно выделялся во всей группе образов. Под низким, слегка скошенным лбом угадывались узкие глаза, хорошо заметен был большой нос, четко очерчены массивная борода, губы, скулы. Взор его был устремлён вдаль. Казалось, что он что-то высматривает на горизонте и сам стремится туда. Старик хорошо был виден только в профиль, стоило отойти на пару десятков метров в сторону, как черты его терялись.

Среди других камней и трещин открывалось лицо Старухи. Казалось, оно покрыто морщинами. Плотно сжатые губы и глубоко запавшие глаза подчеркивали, что это действительно старуха. Её взор, да и весь вид, как и у Старика, устремлён вдаль, на восток к горизонту. Величина и выразительность этих лиц поражали и будоражили фантазию. А среди камней угадывались всё новые и новые лица людей, застывших в каком-то едином порыве, едином стремлении достичь чего-то, шедших куда-то, но окаменевших в движении. Создавалась иллюзия, что тела этих людей скрыты горой, а головы уже показались над ней. Мы долго бродили возле них, вглядываясь в лица, стараясь рассмотреть всё с разных ракурсов, ничего не упустить. Потом решили подняться на скалы, чтобы осмотреть окрестности и, может быть, увидеть то, к чему стремились эти окаменевшие люди…

Со скал открывался изумительный вид. Можно было окинуть одним взглядом всё Нижнекаменское озеро. Было видно, что средняя часть его заросла тростником. Далеко на юге виднелось русло Поноя, вытекающего из озера. На север до самого горизонта простиралась сосновая тайга на белом покрывале ягеля. На северо-востоке возвышалась гора Сейвин, с которой связана легенда - сплав древних саамских сказок, или сакк, и библейских историй. К этой горе, согласно легенде, причалил ковчег Ноя, когда знаменитый библейский потоп пошел на убыль. Для поиска земли Ной выпускал из ковчега уточку… Далеко на западе виднелась гора Колокольная, а на северо-западе стала скрываться в сизой дымке моросящего дождя гора Медвежья. По небу плыли низкие облака, придавая угрюмость окружающему нас пейзажу. Ветра не было, и всё вокруг окутывала какая-то звенящая тишина. Только два сокола сапсана кружили над нашими головами, разрезая воздух пронзительными криками. Нетрудно представить себе чувства древних саамов, пришедших однажды сюда и при свете красного, низко висящего над горизонтом солнца разглядевших в этих величественных скалах окаменевшие лица людей. Страх перед силами природы, подкреплённый языческими верованиями, создал у древнего народа восприятие этих скал в образе собственных предков, пришедших на эту землю и окаменевших. В слове "Праудедки", угадываются "предки", "прадеды"… Осмотрев вершины скал, мы в 2-х местах нашли округлые, как чаши, вогнутости, заполненные, как и во времена Чарнолусского, священной водой. Это из них, по саамской легенде-ловте "О начале человека" вырвалась струя воды, такая сильная, что скоро затопила землю, погубив всё. Я зачерпнул ладонями воду из чаши - она оказалась удивительно прозрачной и чистой, как будто и не дождевой, будто из глубин скалы сочится неведомый источник, который некогда стал причиной потопа. Мы вновь ступили на мягкий ковёр ягеля, чтобы ещё раз вглядеться в застывшие в камне лица. Где-то здесь, как описывал В.В.Чарнолусский, находится каменный лабиринт-вавилон, подобный тому, что есть в Кандалакше. Отличается он только тем, что далеко удалён от моря, опровергая тем самым мнение о том, что подобные сооружения строились поморами на берегу. Но поморы возводили подобные памятники с надеждой на удачу промысловых походов, а здешний лабиринт саамами, видимо, использовали для культовых обрядов и гаданий. Однако, осмотрев склоны гор, лабиринта мы не нашли. Возможно, он просто исчез со временем под пышным ковром ягеля. Но на одном из пологих выступов скал мы наткнулись на небольшой гурий из угловатых камней. От него открывалась замечательная панорама Праудедков, а за ними на дальнем плане скрывалось в сизой дымке Нижнекаменское озеро. После небольшого спора о том, кто мог построить гурий и с какой целью, мы ещё раз вернулись к Праудедкам, полюбоваться напоследок замечательным памятником природы и человеческой культуры. После полуторачасового перехода по тайге и болотам мы вышли к охотничьей избушке, где нас ждали обеспокоенные нашим долгим отсутствием Юра и Ярослав. Друзья всё это время занимались рыбалкой. Улов состоял из нескольких крупных окуней, и на ужин было жаркое из рыбы.

Летучий камень На утро, наши надувные суда пересекали озеро в южном направлении. Неизвестному хозяину зимовья мы в знак благодарности оставили сгущенного молока и конфет, выкроив из запасов экспедиции. Без труда отыскав проход в зарослях средней части озера, называемой "салмой", мы направились к Поною. Плыть по озеру помогало слабое течение, а весла изредка стучали о дно. Поной вытекал из озера широким рукавом, в котором повсюду торчали черные валуны. Под вечер вошли в русло. Слабый ветерок давно прекратил рябить поверхность понойских вод и чистая, как зеркало, река тянулась к горизонту, отражая в себе остроконечные ели на низких речных берегах. Где-то здесь должна находиться гора Сейдапахк со своим знаменитым сейдом. Осматривая в бинокль окрестности, я обнаружил на одной из гор черное пятно большого валуна. Вскоре стало видно, что валун этот стоит как на постаменте недалеко от вершины горы. Мы причалили к берегу в месте, от которого, как нам казалось, ближе всего до камня. Уже было ясно, что описанный В.В.Чарнолусским Летучий камень мы нашли, и от нас до него каких-то 500 м.

Однако подходы к горе оказались очень трудными. Наш путь пролегал по болоту, сплошь заросшему густым, высоким, как стена, ивняком. Проломившись через болото, вошли в заболоченный лес, скрывший все ориентиры. Пробираясь по нему, едва не прошли мимо горы, но вскоре стал ощущаться подъём, а пышная болотная растительность сменилась ягелем. Лес поредел, всюду лежали стволы елей, все как одна упавших в одном направлении. Это работа жестоких осенних ветров, дующих с севера. Если знаешь эту особенность, вполне можно обходиться без компаса. Но вот и лес остался позади, и перед нами предстал во всём своём величии Летучий камень. Смолкли разговоры. В какой-то благоговейной тишине мы осторожно карабкались по скалам, преодолевая оставшиеся метры. Вот оно - чудо природы, случайность геологических процессов, или, может быть, результат творения какой-то мистической силы? На трёхметровом валуне-постаменте пирамидально-треугольной формы покоился уплощенный сверху и снизу гигантский камень. Лежал он так, что на постаменте находилась только меньшая его часть, по крайней мере, так виделось снизу. Казалось, что толкни его - и он свалится со своего ложа, а может быть он взлетит и отправится искать покоя в лучшие места, где не будет столь бесцеремонных пришельцев, как он сделал уже когда-то в стародавние времена… По саамской легенде этот камень прилетел откуда-то из Скандинавии. Он долго искал спокойного и благодатного места, опускаясь на землю во многих местах Лапландии, и не находил его. То горы не нравились ему, то воды и ветры, или люди относились к нему без должного уважения. И вот он нашел своё место здесь, на озере Вулиявр, на высокой горе, покрытой сединой лишайников. Сел он на своё будущее ложе, как бы ещё не решив окончательно остаться здесь. Повернулся лицом на обширное понойское болото со святым потаённым озером Сейдъявр и понравилось ему эта земля. Здесь он обрёл покой и отдых. Так с тех пор и покоится он здесь, пока ещё остаётся нетронутым этот уголок природы, пока ещё люди относятся к нему с должным уважением и почтением. История не донесла до нас полностью легенды о Летучем камне, только её отзвуки. Саамы крайне неохотно посвящали в свои тайны чужеземцев, даже тех, с которыми долго жили вместе, кого уважали. Тайны народа саами - только для самих саами. Не поведали они легенду о Летучем камне и В.В.Чарнолусскому, хотя в те времена кто-то из них ещё помнил её. Чарнолусский уловил лишь обрывки этого мифа, которые я здесь привёл. В настоящее время, эти обрывки - все, что нам осталось. И ещё этот камень. Мы осторожно трогали его ладонями. Удивительно, но породы, из которых сложены камень и постамент, совершенно разные. Породы камня очень темные, даже черные, тогда как постамент и выходы окружающих скал состоят из каких-то светлых гранитогнейсов, которые к тому же местами покрыты серебристыми лишайниками. Так что по цвету, Летучий камень, очень сильно контрастирует с окружающим его фоном и хорошо выделяется на нём.

Я думаю, любой человек, даже ничего не знающий об этом камне, оказавшись около него, испытал бы чувство удивления. Что же говорить о древних лопарях, почитавших святые камни… Они обожествили Летучий камень. Приходили к нему со своими горестями и болезнями, ожидали от него помощи, удачи в своих делах. Сколько раз предсказатели-нойды пользовались тем страхом и почтением, которые внушал Летучий камень людям! В прошлом веке, во время активной христианизации народов Севера, русские миссионеры пытались свалить этот камень, уничтожить его как символ язычества. С этой целью вокруг него возводились строительные леса. Но попытка успеха не имела. Мы стояли на скале рядом со священным камнем. На запад от горы Сейдапахк до горизонта тянулось обширнейшее болото, ровное, как стол. Неподалеку голубело небольшое округлое озеро. Это, по всей видимости, и было описанное Чарнолусским озеро Сейдъявр - озеро Свято. Название это не фигурирует ни на одной топографической карте. Долгое время существование озера саами держали в строжайшей тайне: с ним был связан один из культовых обрядов, который не так давно ежегодно проводился здесь. Об этом обряде В.В.Чарнолусский услышал от местных жителей целую сагу. Её обрывки и сейчас знают многие жители Кольского полуострова. Суть обряда состояла в том, что раз в год, в день указанный нойдой, все жители окрестных погостов отправлялись на озеро ловить рыбу. Шаман выбирал самую красивую девушку - символическую жертву озеру. Ее украшали водорослями, поднятыми со дна, и везли на первом баркасе. Процессия в полной тишине заплывала в озеро. Сигнал к началу лова давал тот же шаман, руководствуясь наблюдениями различных природных явлений, в частности цветением морошки. Сети забрасывали только один раз, но вылавливали столько, что хватало всем. После лова все удалялись с озера. Девушку увозили с собой, но уже на последнем баркасе. Протоку в озеро тщательно маскировали. На Кольском полуострове подобных озёр много. По всей видимости, все они служили местом такого обряда. Обычно они удалены от поселений, скрыты от взоров чужаков и к ним ведет одна дорога - узкая протока. Самое знаменитое из таких озёр - Сейдозеро в Ловозёрских тундрах, где мы в прошлую экспедицию впервые услышали эту легенду от местных жителей.

Оставаться дольше у Летучего камня у нас уже не было времени, и мы, окутанные облаком комаров, отправились к берегу Поноя. Кто-то заметил, что у камня нас совершенно не беспокоили комары, хотя ветра, который мог бы их сдуть с вершины горы, не было. Стоял настоящий штиль, характерный для этих краёв в вечернее и ночное время летом. Усмотрев в этом нечто сверхъестественное, мы отошли от берега и поднажали на вёсла. Впереди нас ждал трудный волок в бассейн реки Стрельны, продолжительный сплав по реке с порогами до побережья Белого моря. Но основная цель экспедиции была достигнута. Мы нашли забытые памятники старой лопарской культуры, которые описал и донёс до нас В.В.Чарнолусский в своём замечательном произведении "В краю Летучего камня". И хотя с тех пор прошло много десятилетий, они сохранились нетронутыми и по-прежнему представляют культурную и историческую ценность.

Я родился и вырос в Мурманске и считал, что достаточно много знаю о своём крае. Но 10 лет назад попрощался с работой моряка, стал трудится на берегу. Появилось больше времени на походы по родным краям. Я и раньше знал про сейды — моя бабушка называла их — «летающие камни саамов», а тут столкнулся с таким огромным количеством камней, что это привело в увлечению связанному с поиском, классификацией, историей и т.д. Удивительное рядом, просто иногда его не видно, даже если смотришь прямо на это чудо… Смотрим…

Остров БРАНДВАХТА в Кольском заливе, Является «святым» для саамов. Разрез идёт строго по прямой линии через весь остров. Серый камень — гранит, чёрный камень, по некоторым данным похож на шунгит, который встречается только южнее на 400-500км

В большинстве случаев это работа природы, скорее всего моря, а не ледника

Снято издалека, подойти ближе мешает ущелье,поэтому сказать насчёт рукотворности ничего не могу

Этот камень явно трогала чья-то рука, только не саамская…Датировка ведётся по реликтовому лишайнику — прирост составляет 0,001мм в год.

Его «возраст» больше 10000 лет

«Жертвенник» — у этих камней часто находят обгорелые кости животных, а в тундрах деревьев очень мало…

Этой груде явно поставленных камней больше 2000 лет. Саамами тогда в этих краях не пахло…

«Охранник»

Классика жанра — несколько ножек и шапочка

Некоторые сейды стоят против всех законов физики, кажется ткни пальцем и скатятся… но нет. В этом малыше около 30 тонн

Портрет предка — одинаково смотрится с обеих сторон. Такие камни тоже являются сейдами или святыми

«Медведь» Около 2000 тонн. Удивительная штука — в районе 10-15 метров от этого сейда и ближе уменьшается даже солнечный радиационный фон, примерно на треть.

- 2671

Ещё одна сакральная загадка русского Севера – огромные ходячие камни – сейды. Некоторые экспедиции наблюдали уникальное явление самопроизвольного передвижения или переворачивания гигантских камней. Геологи, повторно посещая плато сейдов в Ловозерских горах (Мурманская область), обнаруживали: некоторые сейды находятся на других местах. Но следы какого-либо передвижения отсутствуют! Поневоле вспоминаются саамские легенды о священных сейдах – летающих камнях. Известный этнограф Владимир Чарнолусский весь Север называл Страной летучего камня.
– Действительно, существует феномен так называемых ходячих камней, – подтверждает мнение этнографа Чарнолусского археолог Кирилл Веселаго. – Факт способностей огромных камней загадочно перемещаться не оставляет безучастными учёных-физиков уже много лет.

СЕЙДЫ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Сейд не может не привлечь взгляд. Когда я впервые увидел такой камень, мне сказали, что это – просто метка, которой лопари обозначили оленью тропу через перевал. Массивная глыба полутораметровой высоты почти квадратной формы была отчетливо видна на фоне снега, странно удерживалась на склоне горы. Она была видна отовсюду. Просто летающий камень – сказали мне. Просто сейд.

“Бог Сторюнкаре часто появляется во время рыбалки, охоты на птиц в виде фигуры человека очень прекрасного роста, одетого в одежды такие же, как там, в обычае, только черные... и единственная разница, что ступни у него как у птиц. Фигуру Сторюнкаре делают из камня... и говорят, что идолы лаппов – большие камни в лесах, пустынях или на горах... Эти камни грубы и никак не оформлены, но они воздвигают их и делают, таким образом, статуи Бога меж скалами, на горах, на берегах рек или близ троп.” Так отзывался о скандинавских сейдах королевский географ из Уппсалы И. Шеффер в знаменитом труде “Лаппония” в 1673 г.

В Эдде встречается слово Seidhr в смысле “волшебство”, еще чаще находятся слова с корнем seid в сагах: sidha – колдовать, seidhberendr – волшебник. Но скорее всего прав Шеффер: „Слово “сейд” - пишет он - обозначает всякого рода божественность.” Сейд – русское слово, в других языках, например, в финском, оно звучит как “сеита” (seita), в норвежском и шведском как “seide”, в лапландском “sieidde” (сайад). На территории четырех этих стран и находится Саамиедна – страна саамов (лаппов или лопарей), страна сейдов. В России это территория Кольского п-ова. Или полуострова Кола (“рыба” по-саамски), как он назывался до революции и до сих пор зовется на всех других языках.

Древние финские корни “lappes” – “изгнанные” или “lapu” – “предельная граница” и “ведьма” одновременно... Датчане боялись шведских колдунов, те опасались норвежских, норвежцы верили в финскую ворожбу, но даже финны боялись лаппов. Еще в 1584 г. Иван Грозный послал за самыми лучшими волхвами – лапландцами, дабы истолковать явление кометы. Те предрекли ему смерть, что и сбылось 18 марта того же года.

Они, возможно, первые оленеводы в Европе, до сих пор сохраняющие свой образ жизни. От времен последнего Ледника. Туманная и темная Похъяла – олицетворение “нижнего мира” в карело-финском эпосе “Калевала” – это Лапландия. Страна вечного мрака. Или, наоборот, незакатного солнца. В зависимости от сезона. Может, “предельная граница” – это то, что мы называем “полярным кругом”?

Классический сейд – это камень размером от среднего валуна до изрядной глыбы, поставленный на один или несколько меньших камней-подставок. Часто еще один или несколько камней лежат сверху. Иногда сейды поставлены на самую неустойчивую часть – ребро или узкую вершину. Бывает, что камни стоят к тому же на крутом склоне или самом краю обрыва. Вообще кажущаяся “неустойчивость” – их характерная особенность. Будто бы глыба упадет при малейшем прикосновении. Но она стоит тысячи лет! Рискну предположить, что сейд, как и большинство культовых сооружений, может представлять собой модель мира, внешне неустойчивого, но очень стабильного.

Академик Б. Рыбаков предполагал, что сейд символизирует волшебную мельницу Сампо из эпоса “Калевала”, а та – гигантская неолитическая зернотерка – примитивное устройство из двух плоских камней. Трудно представить себе мифическую Сампо. Изготовленная в начале времен кузнецом Ильмариненом из двух камней (не напоминает ли это классический сейд – один камень на другом?) и имеющая некие “корни” (“подставка” Сейда?), огромное сооружение хранилось в утесе. Похищение Сампо из мрачных земель Похьялы – основной сюжет эпоса. Пленение идола другого племени – распространенная тема в мифологии. Сделайте выводы сами. Только нужно сказать, что принадлежность земледельческого культа – зернотерка среди ягеля и гранита Лапландии – явление маловероятное. К тому же, зернотерка с корнями... Может быть, Сампо – символ коловращения мира?

Многие сомневаются в том, что сейды – рукотворные сооружения. В самом деле, камни, пусть и странно поставленные, никак не обработаны. Но еще сложнее было бы объяснить их существование результатами движения и таяния ледника. Во-первых, ничего подобного нет в других местах планеты, также бывших подо льдом. Во-вторых, целые комплексы камней в одних местах полуострова и отсутствие их в других мало объяснимы природными причинами. Втретьих, “подставки” сейдов – часто камни других пород, нередко камней именно три. Можно привести еще много доводов. Да и Шеффер писал, что cейды “воздвигают”.

По всей Лапландии вплоть до XIX в. были описаны приношения сейдам рыбы, мяса, крови и оленьих рогов. Рога клали обязательно концами вверх. Возможно, каждый саамский род (сайво) имел собственный камень. Женщин к священным камням не допускали, да и сам глава рода опасался подходить к камню близко. Во многих известных камнях жил дух того или иного “нойды” – лапландского шамана. В случае недостатка внимания к себе он мог принести большие неприятности, покинуть камень или улететь вместе с ним. Считалось, что камни Стоунхенджа были перенесены из Ирландии кудесником Мерлином. Думали также, что все сейды – окаменевшие волшебники. Нойда мог превратиться в камень, если его называли настоящим именем. Но дух его в камне оставался.

Лапландцы никогда не претендовали на то, что мегалиты были воздвигнуты ими, так же как Стоунхендж не был сооружен историческими племенами Британии. В археологии существует термины “культура комса” и “прото-саамы”. Воздвижение сейдов приписывается именно им. Часто саамы называют сейд просто стариком или старухой. Не память ли это о древнем народе? Возможно, саамский язык, который сильно отличается от других языков финно-угорской группы, имеет влияние языка этого древнего народа...

И. Свенск. Геология и минерагения Кольского региона. Труды Всероссийской (с международным участием) научной конференции и IV Ферсмановской научной сессии, посвященных 90–летию со дня рождения акад. А.В. Сидоренко и д.г.-м.н. И.В. Белькова.